15 апреля 2019 г. |
Дело N А42-4590/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лица" Лукманова А.Р. (доверенность от 29.12.2018),
рассмотрев 10.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лица" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 по делу N А42-4590/2018 (судьи Толкунов В.М., Лопато И.Б., Семенова А.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Лица", место нахождения: 184670, Мурманская обл., г. Гаджиево, ул. Ленина, д. 58, ОГРН 1165190064049, ИНН 5113001290 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области, место нахождения: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, ОГРН 1025100849850, ИНН 5190109281 (далее - Инспекция, ГЖИ), о признании недействительным предписания от 28.04.2018 N 327/37 (с учетом решения об исправлении опечатки в дате выдачи предписания).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление экономического развития, жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества Администрации ЗАТО город Заозерск, место нахождения: 184310, Мурманская обл., ЗАТО г. Заозерск, пер. Школьный, д. 1 (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 22.08.2018 (судья Кушниренко В.Н.) оспариваемое предписание Инспекции признано недействительным.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 решение суда первой инстанции от 22.08.2018 отменено, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Лица", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление от 20.12.2018 и оставить в силе решение от 22.08.2018. Податель жалобы считает, что при утверждении органом местного самоуправления (Управлением) платы за содержание жилого помещения с 1 апреля 2017 года в ее составе не учитывались расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД); при этом управляющая организация обязана в силу прямого указания закона производить начисление такой платы потребителям с выделением отдельными строками в платежных документах.
Кроме того, Общество указывает на отсутствие у организатора открытого конкурса полномочий по включению данных расходов в состав платы за содержание жилого помещения. По мнению подателя жалобы, такое включение в плату производится управляющей организацией согласно утверждаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативам потребления, поскольку плата за содержание жилого помещения при проведении открытого конкурса формируется исходя из Минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Податель жалобы настаивает на том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие включение расходов на приобретение коммунальных ресурсов в состав платы на содержание общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением Администрации ЗАТО город Заозерск от 02.03.2017 N 99.
Также Общество полагает, что исполнение оспоренного предписания, как в пользу собственников, так и в пользу нанимателей жилых помещений может причинить значительный ущерб ООО "Лица", а также послужить неосновательным обогащением для указанных лиц.
В представленных отзывах на кассационную жалобу Инспекция и Управление возражают против ее удовлетворения, просят постановление от 20.12.2018 оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал изложенные в кассационной жалобе доводы.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 12.04.2018 N 595 Инспекция в период с 25.04.2018 по 26.04.2018 провела внеплановую документарную проверку в отношении ООО "Лица" с целью рассмотрения коллективного обращения граждан по вопросу соблюдения Обществом требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В ходе проверки Инспекция установила, что ООО "Лица" на основании лицензии от 28.03.2017 N 000225 осуществляет управление МКД N 5, 8, 12, 14 и 20 по Строительной ул., N 1, 3, 12 и 13 по ул. Колышкина, N 1, 4, 9, 11 и 12, по Флотской ул., N 3, 11, 15 и 19 по ул. Мира, N 7 по ул. Рябинина, N 4 по пер. Молодежный, N 3 по пер. Гранитный, N 7 и 30 по ул. Ленинского Комсомола в городе Заозерске Мурманской области на основании договоров управления многоквартирными домами от 21.09.2017, заключенных по результатам открытого конкурса, проведенного Администрацией ЗАТО г. Заозерска в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Конкурсной документацией были установлены следующие цены договоров для вышеперечисленных МКД: содержание и ремонт жилого помещения (для домов без лифта, без газа) - 32,82 руб. /кв. м; содержание и ремонт жилого помещения (для домов без лифта, с газом) - 35,28 руб. /кв. м; содержание и ремонт жилого помещения (для домов с лифтом, без газа) - 48,50 руб. /кв. м; содержание и ремонт жилого помещения (для домов с лифтом, с газом) - 50,96 руб. /кв. м.
Общество начисляло потребителям плату за содержание жилого помещения в МКД в соответствии с заключенными по итогам конкурса договорами по цене, установленной конкурсной документацией. Кроме того, Общество выставляло дополнительно плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в МКД.
Заключив, что Общество в данном случае в одностороннем порядке произвело увеличение размера платы за содержание жилого помещения (в среднем от 39,11 руб. до 97,96 руб.), Инспекция пришла к выводу о нарушении ООО "Лица" пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а также пунктов 55 и 71 Правил N 75.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 26.04.2018 N 667 и Обществу выдано предписание от 28.04.2018 N 327/37 (с учетом решения от 22.06.2018 об исправлении опечатки в дате выдачи предписания).
Согласно данному предписанию Обществу в срок до 22.06.2018 необходимо:
- устранить нарушения в части предъявления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания МКД, с ноября 2017 года по настоящее время;
- производить начисление платы за содержание жилого помещения согласно конкурсной документации;
- выполнить перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания МКД, в пользу собственников вышеуказанных МКД с ноября 2017 года;
- о выполнении предписания сообщить в Инспекцию.
Не согласившись с указанным предписанием ГЖИ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о правомерности начисления ООО "Лица" отдельно платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества МКД, и недоказанности Инспекцией того обстоятельства, что данная плата согласно конкурсной документации была включена в стоимость содержании общего имущества в МКД.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции, в связи с чем отменил решение суда от 23.08.2018 и отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Комитета не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Как установлено пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В пункте 17 Правил N 491 также установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 55 Правил N 75 представление заявки на участие в конкурсе является согласием претендента выполнять обязательные работы и услуги за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса, а также предоставлять коммунальные услуги.
В случае если только один претендент признан участником конкурса, организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления МКД, входящий в состав конкурсной документации. При этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления МКД (пункт 71 Правил N 75).
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
В данном случае ООО "Лица" осуществляет управление спорными МКД на основании договоров управления МКД от 21.09.2017, заключенных по результатам открытого конкурса, проведенного Администрацией ЗАТО г. Заозерска. Конкурсной документацией установлена цена договора для вышеперечисленных МКД. Аналогичные размеры платы установлены в отношении каждого из домов договорами управления от 21.09.2017 N 1, 2, 3 согласно приложениям к договорам N 3 и 4.
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 данных договоров цена договора определяется как сумма стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту МКД, рассчитанная исходя из стоимости обязательных работ и услуг с 1 кв. м, умноженную на общую площадь жилых и нежилых помещений и стоимости коммунальных услуг, рассчитанной исходя из нормативов потребления данных услуг и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифов. Плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для пользователей помещений включает в себя, в том числе плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, перечисленные в Приложении N 2 к настоящему договору.
Судом апелляционной инстанции на основании представленных ГЖИ в материалы дела доказательств, полученных по результатам проведения спорной проверки, установлено, что Общество в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в МКД самостоятельно начисляло потребителям не только плату за содержание жилого помещения в соответствии с заключенными договорами на условиях конкурсной документацией, но и дополнительно плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в МКД. Превышение установленного размера привело к увеличению платы за содержание жилого помещения в зависимости от дома в среднем от 40 до 94 руб. ежемесячно (таблица с расчетом превышения размера платы приведена в Акте проверки от 26.04.2018 N 667).
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества о том, что при утверждении платы за содержание жилого помещения в ее составе не учитывались расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД, являлись предметом рассмотрения апелляционной инстанцией и обоснованно отклонены. Как справедливо указал апелляционный суд, приобретение ресурсов для осуществления работ по содержанию общего имущества МКД является неотъемлемой частью деятельности по содержанию общего имущества МКД; а управляющая организация, заявляясь на конкурс в качестве профессиональной организации в данной сфере деятельности, не могла не осознавать весь перечень работ и услуг, который она должна будет исполнять за плату, установленную по результатам конкурса.
Общество, посчитав, что плата за жилое помещение, определенная по конкурсу, не является окончательной и к ней можно добавить иные виды расходов, связанных с содержанием общего имущества, обоснованно отмечено апелляционным судом, как заведомое получение преимущества относительно других участников конкурса. При этом ни договором управления, ни конкурсной документацией, ни законом возможности одностороннего изменения размера платы не предусмотрено.
Заключив, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий и при наличии достаточных фактических оснований, апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции от 23.08.2018 и отказал в удовлетворении заявления.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления от 20.12.2018 и удовлетворения жалобы ООО "Лица".
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 по делу N А42-4590/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лица" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
...
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления от 20.12.2018 и удовлетворения жалобы ООО "Лица"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2019 г. N Ф07-3240/19 по делу N А42-4590/2018