16 апреля 2019 г. |
Дело N А56-76188/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Лагоши Ю.В. (доверенность от 18.09.2018 N 27),
рассмотрев 10.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2018 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-76188/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепличный комбинат, питомник "Колос", место нахождения: 188523, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Территория сельскохозяйственная зона 5, участок 1, ОГРН 1164704062214, ИНН 4725002669 (далее - Общество, ООО "ТПК "Колос"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее УФАС, Управление), от 29.03.2018 по делу N Т02-67/18.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Садово-парковое предприятие "Нарвское", место нахождения: 198096, Санкт-Петербург, Кронштадская ул., д. 15, корп. 2, ОГРН 5067847164501, ИНН 7805403679 (далее - ОАО "СПП "Нарвское").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018, оспоренное решение УФАС признано недействительным.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на необоснованности выводов судов о том, что у антимонопольного органа отсутствовали предусмотренные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) основания для принятия и рассмотрения жалобы Общества. Управление считает, что суды неправомерно оставили без внимания обстоятельства, изложенные в решении от 29.03.2018 по делу N Т02-67/18.
В судебном заседании представитель Управления поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.03.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано извещение N 31806207264 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку посадочного материала (саженцев деревьев, кустарников, рассады летников и двулетников), включая документацию о закупке.
Данная закупка проводилась в соответствии с Законом N 223-ФЗ, Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО "СПП "Нарвское" в редакции от 28.04.2017, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, документацией о закупке.
Обществом 20.03.2018 обратилось в УФАС с жалобой на положения конкурсной документации, опубликованной ОАО "СПП "Нарвское".
Решением УФАС от 29.03.2018 по делу N Т02-67/18 жалоба ООО "ТПК "Колос" признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением УФАС, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у антимонопольного органа полномочий для рассмотрения жалобы ООО "ТПК "Колос" применительно к части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, поскольку жалоба Общества не содержала оснований, перечисленных в указанной норме, и не являлось участником закупки. На основании указанных выводов (без рассмотрения существа спора по заявленным доводам) суды двух инстанций признали недействительным оспоренное решение УФАС.
Однако суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание следующее.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 505-ФЗ) были внесены изменения в Закон N 223-ФЗ, в частности, часть 10 статьи 3 Закона изложена в новой редакции. Законом N 505-ФЗ расширен перечень случаев обжалования действий заказчика в административном порядке. В соответствии с новой редакцией пункт 1 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ действия или бездействие заказчика обжалуются в антимонопольный орган в том числе по основанию проведения закупки с нарушением требований настоящего Закона.
В пункте 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного суда РФ 16.05.2018), обращено внимание на применение статьи 3 названного Закона в новой редакции, действующей с 31.12.2017.
В частности, указано на право антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников закупки, поданных 31.12.2017 и позднее, выносить решения и предписания, необходимые для восстановления прав участников закупки, при установлении неизмеряемых требований к участникам закупки, необоснованном ограничении конкуренции и несоблюдении принципа равенства по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Нарушения, указанные в пунктах 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ могут быть совершены заказчиком и при формировании положений документации о закупке, в том числе, путем установления неизмеряемых требований, ограничением конкуренции и несоблюдением принципа равенства.
Кроме того, с 31.12.2017 в качестве участника закупки Законом N 223-ФЗ (часть 5 статьи 3 названного Закона) определено любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Право обжалования в антимонопольный орган предоставлено любому участнику закупки, если действия (бездействие) при закупках нарушают права и законные интересы такого лица (часть 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
При этом в соответствие с частью 11 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что жалоба на положения документации о закупке, направленная до окончания срока подачи заявок на участие в закупке лицом, не подававшим заявку на участие в ней, подлежит рассмотрению антимонопольной службой, если нарушаются права и законные интересы такого лица (потенциального участника).
Учитывая изложенное, а также то, что суды двух инстанций, признавая недействительным оспоренное решение УФАС, исходили исключительно из отсутствия полномочий у Управления по принятию и рассмотрению жалобы со ссылкой на недействующие нормы права (Закон N 223-ФЗ в старой редакции), не рассмотрев при этом заявление Общества по существу, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 по делу N А56-76188/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушения, указанные в пунктах 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ могут быть совершены заказчиком и при формировании положений документации о закупке, в том числе, путем установления неизмеряемых требований, ограничением конкуренции и несоблюдением принципа равенства.
Кроме того, с 31.12.2017 в качестве участника закупки Законом N 223-ФЗ (часть 5 статьи 3 названного Закона) определено любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Право обжалования в антимонопольный орган предоставлено любому участнику закупки, если действия (бездействие) при закупках нарушают права и законные интересы такого лица (часть 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
При этом в соответствие с частью 11 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2019 г. N Ф07-2478/19 по делу N А56-76188/2018
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-76188/18
16.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2478/19
17.12.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28993/18
24.09.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-76188/18