17 апреля 2019 г. |
Дело N А56-79024/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,
при участии от Центральной акцизной таможни Гандыжалиевой М.Б. (доверенность от 24.09.2018 N 05-23/17319), от общества с ограниченной ответственностью "СЗЛК" Купцовой А.И. (доверенность от 10.01.2019 N 080/014),
рассмотрев 11.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2018 (судья Трощенко Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Толкунов В.М.) по делу N А56-79024/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СЗЛК", место нахождения: 199034, Санкт-Петербург, 13-я линия В.О., д. 6-8, лит.А, пом. 21-Н, ОГРН 1037821029498, ИНН 7810249077 (далее - ООО "СЗЛК", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному акцизному таможенному посту (специализированному), место нахождения: 194292, Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 40, лит.А (далее - СЗАТП(с), таможенный пост), Центральной акцизной таможне, место нахождения: 109240, Москва, Яузская ул., д. 8, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563 (далее - Таможня, ЦАТ), о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 05.09.2017 N 10009190/2541, от 13.09.2017 N 10009190/2544, от 13.09.2017 N 10009190/2545, решений по классификации товара от 22.06.2017 NN РКТ-10009199-17/000021, РКТ-10009199-17/000022, от 26.07.2017 NN РКТ-10009000-17/000186, РКТ-10009000-17/000187, решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, от 02.08.2017 N 10009199/020817/069 и от 26.07.2017 N 28, а также об обязании таможенного органа возвратить ООО "СЗЛК" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 5 492 461 руб. 74 коп. (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2018 заявленные требования удовлетворены: оспариваемые требования об уплате таможенных платежей, решения по классификации товара и решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, признаны недействительными; на ЦАТ возложена обязанность возвратить ООО "СЗЛК" излишне уплаченные таможенные платежи в заявленной сумме; с Таможни в пользу заявителя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 27 000 руб.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 решение суда первой инстанции от 15.10.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, ввезенные Обществом машины конструктивно представляют собой систему перегрузочных конвейеров, основной функцией которых является перемещение горячей асфальтовой смеси для последующей выгрузки в асфальтоукладчик с использованием конвейерного механизма, и с учетом названной основной функции в соответствии с Примечанием 3 к разделу XVI ТН ВЭД ввезенные машины должны классифицироваться как конвейер. Таможенный орган также считает необоснованным возложение судебными актами на ЦАТ обязанности возвратить ООО "СЗЛК" излишне уплаченные таможенные платежи, поскольку Общество в установленном законом порядке с заявлениями о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, и о возврате денежных средств в таможенный орган не обращалось.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "СЗЛК" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2016 - 2017 годах Общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза и представило для декларирования по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10009199/260317/0001085, 10009199/160516/0001524, 10009199/300916/0003427 машины для перегрузки и устранения температурной и фракционной сегрегации асфальтобетонной смеси (асфальтоперегружатель) SHUTTLE BUGGY SB-2500ЕX, приобретенные у компании "ROADTEC, Inc" (США) по внешнеэкономическим контрактам от 07.12.2016 N 004/017, от 22.02.2016 N 480/001, от 12.09.2016 N 741/002.
В графе 33 ДТ декларантом заявлен код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54; далее - ТН ВЭД) - 8428 90 900 0 "Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки и разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие: - оборудование прочее: -- прочее", которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 0%.
По результатам контроля правильности классификации товара таможенными органами приняты решения от 22.06.2017 N N РКТ-10009199-17/000021, РКТ-10009199-17/000022, от 26.07.2017 NN РКТ-10009000-17/000186, РКТ-10009000-17/000187 по классификации ввезенного товара в товарной подсубпозиции 8428 39 900 9 ТН ВЭД "Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки и разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие: - элеваторы и конвейеры непрерывного действия для товаров или материалов прочие: -- прочие: --- прочие: ---- прочие", которой соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 5%.
В связи с изменением классификационного кода товара таможенным постом Обществу доначислены таможенные платежи и выставлены требования от 05.09.2017 N 10009190/2541, от 13.09.2017 N 10009190/2544, от 13.09.2017 N 10009190/2545 на общую сумму 5 492 461 руб. 74 коп. Таможенные платежи в указанном размере уплачены ООО "СЗЛК".
Таможней также принято решение от 26.07.2017 N 28 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ NN 10009199/160516/0001524, 10009199/300916/0003427; таможенным постом принято решение от 02.08.2017 N 10009199/020817/069 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10009199/260317/0001085: скорректированы сведения о классификационном коде ввезенного товара и расчете таможенных платежей.
Считая решения по классификации товары, а также принятые в связи с изменением кода ТН ВЭД решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, и выставленные требования об уплате таможенных платежей незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанции исследовали представленные сторонами доказательства и признали, что таможенные органы не подтвердили правомерность классификации товаров по коду 8428 39 900 9 ТН ВЭД, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Согласно статье 52 действовавшего в рассматриваемый период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ЕТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ЕТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ЕТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ЕТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ЕТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ЕТН ВЭД).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Как видно из материалов дела, спор относительно применяемой в отношении товара товарной позиции ТН ВЭД между сторонами отсутствует: и декларантом, и таможенными органами ввезенные асфальтоперегружатели отнесены к товарной позиции 8428 ТН ВЭД "Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие". Однако далее таможенные органы классифицировали спорный товар в товарной субпозиции "элеваторы и конвейеры непрерывного действия для товаров или материалов прочие", с чем заявитель не согласен.
По мнению Таможни, из руководства по эксплуатации установки следует, что асфальтоперегружатели SHUTTLE BUGGY является конвейером для подачи асфальтовой смеси, в связи с чем указанный товар должен быть классифицирован по коду 8428 39 900 9 ТН ВЭД.
Проверяя выводы таможенных органов, суды установили, что исходя из технического описания оборудования, представленного Обществом в материалы настоящего дела, асфальтоперегружатели SHUTTLE BUGGY представляет собой сложную машину, состоящую из нескольких элементов: переднего бункера (бункера разгрузки самосвалов), конвейеров, накопительного бункера, перемешивающих шнеков, систем хода, удаления газов, тормозной. Ввезенное оборудование выполняет несколько функций: загрузка и разгрузка асфальтовой смеси; устранение температурной и фракционной сегрегации асфальтовой смеси; транспортировка асфальтовой смеси к месту укладки дорожного покрытия, о чем свидетельствует структура оборудования, его фактическое назначение и использование.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 8428 ТН ВЭД, за исключением подъемных и погрузочно-разгрузочных механизмов товарных позиций 8425 - 8427, в данную товарную позицию включается широкий ряд машин для механического перемещения материалов, товаров и т.д. (подъема, перемещения по конвейеру, погрузки, разгрузки и т.д.). Они включаются в данную товарную позицию, даже если специально предназначены для применения в какой-либо отдельной отрасли промышленности: в сельском хозяйстве, металлургии и т.д. В данную товарную позицию включается погрузочно-разгрузочное оборудование не только для твердых материалов, но также аналогичное оборудование для жидкостей или газов. Однако в данную товарную позицию не включаются подъемники жидкостей, входящие в товарную позицию 8413, а также плавучие доки, кессоны и аналогичные морские подъемные и снимающие с мели приспособления, работающие исключительно по принципу гидростатической плавучести (товарная позиция 8905 или 8907).
Положения пояснений к товарной позиции 8426 применимы, mutatis mutandis, к оборудованию данной товарной позиции в части самоходных и других подвижных машин, многофункциональных машин, а также подъемных, погрузочных, погрузочно-разгрузочных и т.д. машин, предназначенных для применения в составе других машин или для установки на транспортные средства или суда раздела XVII.
В Пояснениях к товарной позиции 8426 ТН ВЭД в отношении многофункциональных машин указано, что многие машины в дополнение к функциям, описанным в данной товарной позиции или в товарной позиции 8425, 8427 или 8428 (подъем, погрузка и т.д.), могут также выполнять функции, описанные в товарной позиции 8429 или 8430 (землеройные, выравнивания, бурения и т.д.). Эти машины классифицируются в соответствии с Примечанием 3 к разделу XVI или Правилом 3(в) Основных правил интерпретации Номенклатуры. Примерами этих машин могут служить механические лопаты, драглайны и т.д., которые путем взаимозамены стрел или концевых приспособлений могут использоваться в качестве кранов, комбинированных угольных врубовых и погрузочных машин, комбинированных траншеекопателей-трубоукладчиков и т.п.
Согласно Примечанию 3 к разделу XVI ТН ВЭД комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, и другие машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, должны классифицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию, если в контексте не оговорено иное.
Принимая во внимание изложенное, для классификации асфальтоперегружателей по избранному Таможней коду 8428 39 900 9 ТН ВЭД необходимо установить, что имеющиеся в составе машины конвейеры (система конвейеров) непрерывного действия выполняют основную функцию.
Исследовав представленные сторонами доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды установили, что согласно технической документации производителя и акту экспертного исследования ООО "Юридический консультационный центр" от 09.01.2018 N 52/2017/Э асфальтоперегружатель SHUTTLE BUGGY включает в себя, но не ограничивается несколькими конвейерами, и представляет собой самоходную строительную машину для приемки, перемешивания и передачи на асфальтоукладчик асфальтобетонной смеси. В состав машины, кроме конвейеров, входит самоходное шасси с органами управления, накопительный бункер и перемешивающее устройство. Конвейеры, являющиеся частью машины, служат для перемещения смеси из самосвала в накопительный бункер, в перемешивающее устройство, а затем - в асфальтоукладчик. При этом особенностью данной машины является наличие бункера для хранения, перемешивания и передачи на асфальтоукладчик в процессе работы асфальтовой смеси, что позволяет устранять ее температурную и фракционную сегрегацию. Перемешивание материала в бункере SHUTTLE BUGGY обеспечивается трехшаговым шнеком.
Установив приведенные характеристики оборудования, суды пришли к обоснованному выводу о том, что асфальтоперегружатель SHUTTLE BUGGY не является конвейером, системой конвейеров непрерывного типа, загрузчиком и перегружателем. Оборудование представляет собой самоходное транспортное средство, позволяющее принимать и накапливать в бункере асфальтобетонную смесь, поддерживая при этом внутри определенную температуру, перемещаться от одного асфальтоукладчика к другому и выгружать смесь в асфальтоукладчик. Оборудование выполняет функции нескольких систем, является принципиально более сложным по сравнению с конвейером непрерывного типа оборудованием, загрузчиком и перегружателем, в которых указанные части являются составляющими, но не главными выполняющими основную функцию. На разных этапах производства работ с использованием оборудования оно может выполнять разные функции: принимать, накапливать и поддерживать в определенном состоянии материал, перемещать, отгружать. Наличие бункера для хранения, шнека для перемешивания и системы конвейеров свидетельствует о множестве способов применения машины, что не позволяет однозначно классифицировать SHUTTLE BUGGY как конвейер. В представленном в дело экспертном исследовании в качестве основной функции оборудования указано перемешивание асфальтобетонной смеси.
При таком положении оснований полагать, что конвейеры в составе машины выполняют основную функцию, не имеется.
К аналогичным выводам пришли судебные инстанции по делам N N А40-30993/2017 и А40-31025/2017 с участием тех же лиц, при этом в рамках дела N А40-31025/2017 суды исследовали назначение и функции асфальтоперегружателя SHUTTLE BUGGY той же модели, что и по настоящему делу (SB-2500ЕX).
Доводы Таможни о том, что в технической документации производителя товар поименован как "машина для перемещения материалов", сами по себе основную функцию конвейеров в составе асфальтоперегружателей не подтверждают. Иные документы, которые бы об этом свидетельствовали, в материалах дела отсутствуют и суду вопреки требованиям части 5 статьи 200 АПК РФ таможенными органами не представлены.
Кроме того, ссылаясь только на Примечание 3 к разделу XVI ТН ВЭД, таможенные органы не учитывают приведенные выше Пояснения к товарным позициям 8426, 8428 ТН ВЭД, в силу которых при невозможности установления основной функции (равнозначности функций) классификация товара должна осуществляться в соответствии с Правилом 3(в) ОПИ ТН ВЭД, то есть в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров. Такой позицией является в данном случае заявленный декларантом код 8428 90 900 0 ТН ВЭД.
На основании изложенного суды пришли к выводу, что таможенный орган не подтвердил правомерность классификации товара по коду 8428 39 900 9 ТН ВЭД, и обоснованно удовлетворили требования Общества, признав оспариваемые решения по классификации товара, решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, а также выставленные в связи с изменением классификационного кода требования об уплате таможенных платежей недействительными.
Суды также правомерно обязали Таможню возвратить ООО "СЗЛК" излишне уплаченные таможенные платежи в заявленной сумме, что соответствует подходу, приведенному в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", согласно которому в рассматриваемом случае отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", не требуется.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 по делу N А56-79024/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 52 действовавшего в рассматриваемый период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
...
Суды также правомерно обязали Таможню возвратить ООО "СЗЛК" излишне уплаченные таможенные платежи в заявленной сумме, что соответствует подходу, приведенному в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", согласно которому в рассматриваемом случае отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", не требуется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2019 г. N Ф07-2050/19 по делу N А56-79024/2017