16 апреля 2019 г. |
Дело N А26-9782/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии индивидуального предпринимателя Аванесяна П.А., от федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" Синельникова Д.В. (доверенность от 08.04.2019 N 54), Красношлык А.С. (доверенность от 30.07.2018 N 127),
рассмотрев 10.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства", на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2018 (судья Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 (судьи Юрков И.В., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А26-9782/2018,
установил:
индивидуальный предприниматель Аванесян П.А., ОГРНИП 306325036200010 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства", место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, д. 1А, ОГРН 1021000531199, ИНН 1001117010 (далее - Учреждение), от 29.06.2018 в приеме заявления Предпринимателя на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019, оспариваемый отказ Учреждения признан незаконным; на Учреждение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Аванесяна П.А.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы, ссылаясь на пункт 15 Приказа Минтранса России от 12.01.2018 N 10 "Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства", настаивает на том, что при подаче заявления Аванесян П.А. не представил документы, подтверждающие сведения о перевозимом грузе, а также сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении (местах расположения крепежных элементов), которые определены изготовителем груза.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал изложенные в кассационной жалобе доводы, а Предприниматель возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.06.2018 Аванесян П.А. через портал "Госуслуги" подал в Учреждение заявление N 213-4 на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
Письмом от 29.06.2018 Учреждение сообщило Предпринимателю об отказе в регистрации заявления в связи с тем, что к заявлению не приложены документы, соответствующие пункту 9 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Минтранса от 24.07.2012 N 258.
Не согласившись с указанным отказом Учреждения, Аванесян П.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у Учреждения правовых и фактических основания для отказа Предпринимателю в регистрации заявления, в связи с чем признали его незаконным и возложили на Учреждение обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Аванесяна П.А.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Учреждения подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства допускается при наличии специального разрешения.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона N 257-ФЗ требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Такие требования утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.01.2018 N 10 "Об утверждении требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства" (далее - Требования N 10).
В свою очередь правила приема, рассмотрения заявлений на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, оформления и выдачи (отказа в выдаче) указанного специального разрешения, определены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 N 258, утвердившим Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - Порядок N 258).
Пунктами 6, 8 и 9 Порядка N 258 на владельца транспортного средства, возлагается обязанность подать заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, приложить схему транспортного средства, с указанием, в том числе распределения нагрузки на отдельные колеса с учетом возможного неравномерного распределения нагрузки по длине оси, характеристику перевозимого груза (наименование, габариты, масса, делимость), а также сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении.
Уполномоченный орган при рассмотрении заявления проверяет сведения, предоставленные в заявлении и документах, на соответствие технических характеристик транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (подпункт 2 пункта 15 Порядка N 258) и принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если сведения, предоставленные в заявлении и документах, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (подпункт 2 пункта 40 Порядка N 258).
Пунктом 15 Требований N 10 установлено, что размещение и крепление груза на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве должно соответствовать схеме размещения и крепления груза, разработанной его производителем или грузоотправителем, с учетом мест расположения крепежных элементов, указанных изготовителем груза.
Таким образом в силу вышеприведенных нормативных положений на заявителе лежит обязанность не только сообщить сведения грузе (габариты и весовые характеристики), но и указать технические требования к перевозке заявленного груза в транспортном положении, а также представить документы, подтверждающие технические характеристика подлежащего перевозке крупногабаритного груза, с целью их проверки уполномоченным органом и принятия соответствующего решения.
В рассматриваемом случае Предприниматель не представил совместно с заявлением сведений о способе крепления перевозимого груза, а также каких-либо документов на крупногабаритный груз, подлежащий перевозке, ограничившись указанием его характеристик и наименованием (Блок-Модуль марки БМЗ), что являлось препятствием для осуществлении уполномоченным органом проверки в соответствии с пунктом 15 Порядка N 258 предоставленных сведений и информации.
Указанное обстоятельство послужило законным основанием Учреждению для отказа в регистрации заявления от 20.06.2018 N 213-4 в соответствии с подпунктом 3 пункта 12 Порядка N 258.
Ссылку суда первой инстанции на заключение Министерства экономического развития Российской Федерации по итогам экспертизы приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" следует признать несостоятельной.
Указанный документ является результатом проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности; выражает мнение экспертной группы по вопросу выявления в нормативном правовом акте (Порядке N 258) положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности; содержит предложения по внесению изменений в положения Порядка N 258 и не относится к нормативным правовым актам, подлежащим обязательному применению.
Также следует признать необоснованными выводы апелляционной инстанции о неприменении к рассматриваемому случаю пункта 15 Требований N 10.
Как указывалось выше, Требования N 10 разработаны в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона N 257-ФЗ и устанавливают требования к тяжеловесному и (или) крупногабаритному транспортному средству, к перевозке груза, размещению и креплению груза на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве, к автомобилям прикрытия, осуществляющим сопровождение крупногабаритного транспортного средства, к организации движения и обеспечению безопасности дорожного движения перед началом и при движении тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (пункт 1). Требования N 10 относятся к нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в области перевозки груза тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством, и обязательны к применению всеми лицами - участниками указанных правоотношений.
Утверждение судов двух инстанций о предоставлении Предпринимателем всех необходимых документов, соответствующих требованиям пункта 9 Порядка N 258, основаны на неверном толковании вышеперечисленных нормативных положений.
Принимая во внимание изложенное, у судов двух инстанций не имелось оснований для признания отказа Учреждения от 29.06.2018 в приеме заявления Предпринимателя на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства незаконным.
Так как арбитражные суды неверно применили нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение от 22.10.2018 и постановление от 21.01.2019, а также принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А26-9782/2018 отменить.
В удовлетворении заявления индивидуальному предпринимателю Аванесяну Павлу Айрапетовичу отказать.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указывалось выше, Требования N 10 разработаны в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона N 257-ФЗ и устанавливают требования к тяжеловесному и (или) крупногабаритному транспортному средству, к перевозке груза, размещению и креплению груза на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве, к автомобилям прикрытия, осуществляющим сопровождение крупногабаритного транспортного средства, к организации движения и обеспечению безопасности дорожного движения перед началом и при движении тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (пункт 1). Требования N 10 относятся к нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в области перевозки груза тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством, и обязательны к применению всеми лицами - участниками указанных правоотношений.
Утверждение судов двух инстанций о предоставлении Предпринимателем всех необходимых документов, соответствующих требованиям пункта 9 Порядка N 258, основаны на неверном толковании вышеперечисленных нормативных положений.
Принимая во внимание изложенное, у судов двух инстанций не имелось оснований для признания отказа Учреждения от 29.06.2018 в приеме заявления Предпринимателя на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства незаконным.
Так как арбитражные суды неверно применили нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение от 22.10.2018 и постановление от 21.01.2019, а также принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления Общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2019 г. N Ф07-3169/19 по делу N А26-9782/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-9782/18
16.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3169/19
21.01.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32832/18
22.10.2018 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-9782/18