18 апреля 2019 г. |
Дело N А56-91078/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Бобарыкиной О.А., Ломакина С.А.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Масловой О.И. (доверенность от 15.03.2019 N 03/ЗГДПКВ/167), от Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга Гуттиной Н.Н (доверенность от 28.12.2018 N 02-33-90/18-0-0),
рассмотрев 18.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 по делу N А56-91078/2018 (судьи Смирнова Я.Г., Жукова Т.В., Несмиян С.И.),
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Жилищному комитету правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, площадь Островского, дом 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании 2 778 626 руб. 71 коп. убытков (потерь), вызванных разницей в тарифах на тепловую энергию, поставленную в мае - декабре 2016 года по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.01.2017 N 3034.34.037.5 (далее - Договор).
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домкомфорт" (далее - Общество).
Решением от 18.09.2018 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 06.12.2018 указанное решение отменено, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 06.12.2018 и оставить в силе решение от 18.09.2018.
Как полагает податель жалобы, суды не учли, что Предприятие не представило в материалы дела доказательства согласования Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" отчетов о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и величине выпадающих доходов, а актов сверок за спорный период, подписанных Обществом не представлено, как и не представлены судебные акты о подтверждении объемов поставленной тепловой энергии.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Предприятия - доводы отзыва на нее.
Общество надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) заключили Договор, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась поставлять исполнителю тепловую энергию для нужд жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, Мебельная улица, дом 47, корпус 1, а исполнитель принимать и своевременно ее оплачивать потребленную тепловую энергию.
Во исполнение условий Договора Предприятие в мае - декабре 2016 поставило тепловую энергию на общую сумму 9 034 541 руб. 27 коп., из которых 6 255 914 руб. 56 коп. - стоимость энергоресурса, рассчитанная по тарифу для населения, и 2 778 626 руб. 71 коп. - межтарифная разница (том дела 1, лист 11).
В письме от 20.04.2018 N 58-13/15440 Предприятие, ссылаясь на то, что Общество подписанные акты сверок не возвратило, просило Комитет предоставить субсидии на возмещение выпадающих доходов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (том дела 1, лист 32, 33).
Поскольку в добровольном порядке Комитет данное требование не исполнил, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции, отменила решение и удовлетворила иск.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий за период с декабря 2015 по ноябрь 2016 года регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 "О Порядке предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов", согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга (приложение N 1).
Кроме того, порядок предоставления в 2018 году субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, возникших за период с января 2016 года по декабрь 2016 года определен в приложении N 3 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 (далее - Порядок).
Из пункта 1.2 Порядка следует, что субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям любой организационно-правовой формы, в отношении которых тарифы на тепловую энергию устанавливаются в порядке государственного регулирования, заключившим с управляющими организациями договоры в целях обеспечения теплоснабжением многоквартирных домов.
В разделе 3 Порядка установлено, что Комитет в срок не более семи рабочих дней после представления документов, указанных в пункте 2.1 названного Порядка, осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с перечнем, а также соответствие заявления и отчетов о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и величине выпадающих доходов, связанных с применением тарифов для расчета размера платы гражданам, формам, установленным Комитетом; запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия с государственными органами выписку из единого государственного реестра юридических лиц в отношении получателя субсидий; проверяет в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд", наличие сведений о получателях субсидий; запрашивает КГФК о возможном наличии у получателей субсидий нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации при использовании денежных средств, предоставляемых из бюджета Санкт-Петербурга, за 2017 год.
Комитет после проведенной проверки документов и получения информации, а также сведений Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" принимает в порядке и по форме, установленными Комитетом, соответствующее решение о предоставлении субсидий либо об отказе в их предоставлении субсидий по основаниям, указанным в пункте 3.3 названного Порядка, в том числе: ошибки в отчетах, неверные данные о величине тарифов, утверждаемых Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга; недостоверность представленной получателями субсидий информации.
При рассмотрении настоящего спора Предприятие представило в материалы дела подробный расчет убытков, счета-фактуры, акт сверки по объемам тепловой энергии за спорный период, которые Общество не подписало.
Комитет доказательств того, что представленные документы недостоверны применительно к Порядку не представил; расчет истца не оспорил, доказательств того, что потери, вызванные межтарифной разницей, с учетом запрошенных Комитетом, в рамках предоставленных полномочий согласно Порядку, у Центра сведений составляют иную сумму, не привел.
В отсутствие указанных доказательств и документально обоснованных возражений в отношении объема потребленной тепловой энергии, непредставление в дело отчетов о фактических объемах, согласованных Центром, и неподписание актов сверок за спорный период Обществом, не могут являться основанием для отказа Предприятию в возмещении объективно существующей разницы в тарифах.
Кроме того, следует также отметить, что на момент рассмотрения кассационной жалобы принято решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2019 по делу N А56-118763/2017, которым полностью удовлетворены требования Предприятия о взыскании с Общества задолженности по Договору, в том числе и за заявленный в рамках настоящего дела период.
Поскольку Комитет не представил доказательств возмещения Предприятию межтарифной разницы в полном объеме, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении иска в заявленном размере.
Кассационная инстанция считает, что выводы апелляционного суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судом при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 по делу N А56-91078/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В разделе 3 Порядка установлено, что Комитет в срок не более семи рабочих дней после представления документов, указанных в пункте 2.1 названного Порядка, осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с перечнем, а также соответствие заявления и отчетов о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и величине выпадающих доходов, связанных с применением тарифов для расчета размера платы гражданам, формам, установленным Комитетом; запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия с государственными органами выписку из единого государственного реестра юридических лиц в отношении получателя субсидий; проверяет в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд", наличие сведений о получателях субсидий; запрашивает КГФК о возможном наличии у получателей субсидий нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации при использовании денежных средств, предоставляемых из бюджета Санкт-Петербурга, за 2017 год.
...
В отсутствие указанных доказательств и документально обоснованных возражений в отношении объема потребленной тепловой энергии, непредставление в дело отчетов о фактических объемах, согласованных Центром, и неподписание актов сверок за спорный период Обществом, не могут являться основанием для отказа Предприятию в возмещении объективно существующей разницы в тарифах.
Кроме того, следует также отметить, что на момент рассмотрения кассационной жалобы принято решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2019 по делу N А56-118763/2017, которым полностью удовлетворены требования Предприятия о взыскании с Общества задолженности по Договору, в том числе и за заявленный в рамках настоящего дела период."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2019 г. N Ф07-2733/19 по делу N А56-91078/2018