19 апреля 2019 г. |
Дело N А56-43216/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Бобарыкиной О.А., Ломакина С.А.,
при участии от Жилищного комитета Гуттиной Н.Н. (доверенность от 28.12.2018), от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Ширшовой А.В. (доверенность от 03.04.2019),
рассмотрев 18.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2018 (судья Дашковская С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 (судьи Смирнова Я.Г., Жукова Т.В., Савина Е.В.) по делу N А56-43216/2018,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199, о взыскании 682 238 руб. 16 коп. межтарифной разницы за период с сентября 2015 года по март 2016 года и за май 2016 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", место нахождения: 196626, Санкт-Петербург, пос. Шушары, ул. Валдайская, д. 11, лит. А, пом. 35Н, ОГРН 1117847101470, ИНН 7842449199 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 03.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.12.2018, иск Предприятия удовлетворен.
В кассационной жалобе Жилищный комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе Предприятию в иске.
Податель жалобы считает, что истец документально не подтвердил выполнение установленных нормативными правовыми актами обязательных требований, необходимых для получения субсидий ресурсоснабжающей организацией. По мнению подателя жалобы, у Жилищного комитета отсутствовали основания для перечисления Предприятию денежных средств по межтарифной разнице, поскольку объемы поставленной тепловой энергии были скорректированы получателем субсидий и подтверждены потребителем только после 01.01.2018.
В отзыве Предприятие просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Жилищного комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Предприятия отклонил их.
Представители Общества, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Обществом (исполнитель) заключен договор теплоснабжения в горячей воде от 01.01.2016 N 16130.035.1 (далее - Договор), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечить подачу (поставку) исполнителю через присоединенную сеть коммунального ресурса на точку поставки, а исполнитель обязуется принимать и своевременно оплачивать принятый коммунальный ресурс, а также соблюдать предусмотренный Договором режим его потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора перечень объектов, снабжаемых тепловой энергией в горячей воде, содержится в Приложении N 10.
Во исполнение условий Договора Предприятие в период с сентября 2015 года по май 2016 года поставило тепловую энергию на сумму 11 252 190 руб. 97 коп., из которых 8 606 125 руб. 61 коп. - стоимость энергоресурса, рассчитанная по тарифу для населения, и 2 646 065 руб. 36 коп. межтарифная разница.
Ссылаясь на то, что Жилищный комитет не в полном объеме возместил разницу в тарифах, перечислив в адрес ресурсоснабжающей организации за период с сентября 2015 года по март 2016 года и за май 2016 года только 1 963 827 руб. 20 коп., Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск Предприятия, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Разница между тарифом на тепловую энергию, отпускаемую Предприятием, и тарифом для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2016 N 1258 утвержден Порядок предоставления в 2017 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, возникших за период с января 2015 года по декабрь 2016 года (далее - Порядок N 1258).
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка N 1258 величина предоставляемых субсидий для теплоснабжающих организаций определяется ежемесячно как разница между стоимостью фактически отпущенного получателями субсидий объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга экономически обоснованному тарифу на тепловую энергию и стоимостью того же объема тепловой энергии, рассчитанной по льготному тарифу.
Согласно пункту 3.6 Порядка N 1258 объемы тепловой энергии, применяемые для расчета величины субсидий в соответствии с пунктами 3.4 и 3.5 настоящего Порядка, определяются на основании актов сверок, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка.
В силу пункта 3.8 Порядка N 1258 предоставление субсидий осуществляется на основании отчетов и актов сверок. Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок либо в судебных актах. При отсутствии судебных актов и наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными потребителями коммунальных услуг, для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями коммунальных услуг. При наличии судебных актов в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные судебными актами.
Отчеты и акты сверок представляются получателями субсидий в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП ВЦКП "ЖХ") для проведения проверки
ГУП ВЦКП "ЖХ" осуществляет проверку представленных отчетов и актов сверок и по результатам проверки направляет соответствующие сведения в Жилищный комитет.
Межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Поскольку Жилищный комитет не представил доказательств возмещения Предприятию межтарифной разницы за спорный период в полном объеме, суды пришли к правильному выводу об обоснованности заявленного Предприятием требования о взыскании 682 238 руб. 16 коп. задолженности по субсидиям.
Ссылка подателя жалобы на то, что акты сверки представлены в ГУП ВЦКП "ЖХ" только в 2018 году, отклоняется судом кассационной инстанции.
Как видно из материалов дела, Предприятие направило в адрес Жилищного комитета претензию от 18.10.2017 N 58-13/б-н с приложением подписанных Обществом 13.06.2017 актов сверки объемов тепловой энергии для получения субсидий, которые были своевременно представлены в ГУП ВЦКП "ЖХ".
Акт сверки за сентябрь 2015 года был подписан Обществом только 11.05.2018, однако указанный акт подписан сторонами без разногласий и соответствовал приложенному к претензии от 18.10.2017 N 58-13/б-н и представленному ранее в ГУП ВЦКП "ЖХ" акту сверки за сентябрь 2015 года.
Кроме того, данные об объемах тепловой энергии, указанные Предприятием в актах сверки, подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2018 по делу N А56-69622/2017, которым с Общества в пользу Предприятия взыскано 7 081 875 руб. 79 коп. задолженности по оплате тепловой энергии за период с августа 2015 года по август 2016 года.
Признав документально подтвержденными объемы теплопотребления Общества за спорный период и соблюденной предусмотренную Порядком N 1258 процедуру обращения ресурсоснабжающей организации за получением субсидий, суды правомерно удовлетворили заявленные Предприятием требования.
Фактические обстоятельства дела установлены судами правильно, нормы материального и процессуального права не нарушены. В связи с этим основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Жилищного комитета отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 по делу N А56-43216/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
...
Акт сверки за сентябрь 2015 года был подписан Обществом только 11.05.2018, однако указанный акт подписан сторонами без разногласий и соответствовал приложенному к претензии от 18.10.2017 N 58-13/б-н и представленному ранее в ГУП ВЦКП "ЖХ" акту сверки за сентябрь 2015 года.
Кроме того, данные об объемах тепловой энергии, указанные Предприятием в актах сверки, подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2018 по делу N А56-69622/2017, которым с Общества в пользу Предприятия взыскано 7 081 875 руб. 79 коп. задолженности по оплате тепловой энергии за период с августа 2015 года по август 2016 года."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2019 г. N Ф07-2589/19 по делу N А56-43216/2018