22 апреля 2019 г. |
Дело N А21-5086/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
рассмотрев 22.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.08.2018 (судья Сергеева И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018 (судьи Юрков И.В., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А21-5086/2018,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области, место нахождения: 236022, Калининград, ул. Космонавта Леонова, д. 49, ОГРН 1023900598150, ИНН 3904006756 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница", место нахождения: 236005, Калининград, Летняя ул., д. 3, ОГРН 1023901864095, ИНН 3908010986 (далее - Больница), о взыскании 9 001 493 руб. 09 коп. денежных средств, использованных не по целевому назначению, 925 149 руб. 30 коп. штрафа и 695 437 руб. 88 коп. пеней.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 10.08.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018, с Больницы в пользу Фонда взыскано 9 001 493 руб. 09 коп. денежных средств, использованных не по целевому назначению, 100 000 руб. штрафа и 100 000 руб. пеней, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Больница, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает ошибочными выводы судов о том, что выплаченные Больницей по решениям суда средства подлежат возврату в Фонд качестве сумм, использованных не по целевому назначению.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Фонда от 23.06.2017 N 209 в Больнице проведена плановая комплексная проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании (далее - ОМС) и целевого использования средств территориальной программы ОМС за период деятельности с 01.08.2015 по 31.05.2017.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 27.07.2017, в котором отражено, что Больницей произведены расходы по решениям Арбитражного суда Калининградской области для возврата необоснованного расходования полученных средств ФФОМС за повторное выставление ранее оплаченных счетов за внедрение стандартов медицинской помощи по Программе модернизации здравоохранения. С этой целью Больницей были перечислены средства ОМС страховым медицинским организациям АО "Областная страховая медицинская компания", АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", филиалу ООО "РГС-Медицина" - "Росгосстрах-Калининград-Медицина" на общую сумму 9 251 493,09 руб. (в том числе за 2015 год в сумме 3 400 000 руб. и за 2016 год в сумме 5 851 493 руб. 09 коп.).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) Фонд начислил Больнице штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, что составило 925 149 руб. 30 коп., а также 699 412 руб. 88 коп. пеней.
В связи с тем, что направленная в адрес Больницы претензия от 11.01.2018 N 45 о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению и оплате штрафа, была оставлена Больницей без удовлетворения, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, удовлетворил заявления частично, снизив размер заявленных Фондом ко взысканию сумм штрафа и пени.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пункт 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ наделяет медицинские организации правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение N 73).
Средства ОМС закон относит к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, которые подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В рассматриваемом случае судами установлено, что Больницей за счет средств ОМС, полученных в рамках договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечислены в страховые медицинские организации (АО "ОМСК", АО "СК СогазМед", филиалу ООО "РГС-Медицина" - "Росгосстрах-Калининград-Медицина") 9 251 493 руб. 09 коп. Данные денежные средства были перечислены Больницей во исполнение решений Арбитражного суда Калининградской области, в соответствии с которыми установлено необоснованное расходование ответчиком целевых средств ФФОМС направленных на реализацию программы модернизации здравоохранения Калининградской области в части внедрения стандартов медицинской помощи.
Как следует из кассационной жалобы, Больница считает, что фактически взысканные по решениям суда денежные средства являются экономическими санкциями, которые правомерно отнесены ею на статью 290 "Прочие расходы".
Между тем данная позиция подателя жалобы не может быть признана судом кассационной инстанции обоснованной.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила).
Пунктом 158 Правил установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В пунктах 158.1 - 158.16 Правил поименованы виды затрат, которые включаются в состав тарифа.
Руководствуясь данными нормами суды пришли к выводу о том, что расходы на исполнение судебных актов, касающихся нецелевого или необоснованного использования средств ОМС, не входят в состав затрат установленных Правилами и не могут быть оплачены за счет средств ОМС.
При рассмотрении настоящего дела судами принято во внимание также то, что обращаясь в арбитражный суд с заявлением о рассрочке исполнения судебных актов по делам N А21-1562/2014, А21-2298/2014 и А21-1632/2014, Больница ссылалась на то, что исполнение принятых судебных актов единовременно, за счет средств ОМС приведет к нецелевому использованию, указала, что она не имеет единовременной возможности за счет средств, поступающих от платных услуг исполнить судебные акты из-за недостаточности поступления средств, в связи с чем и просит рассрочку.
Суды также учли, что в ответ на запрос Больницы, изложенный в письме от 06.03.2015 N 517, о согласовании источника финансирования исполнения принятых Арбитражным судом Калининградской области судебных актов, Фонд письмом от 17.03.2015 N 518 указал, что расходы по исполнению судебных актов, касающиеся нецелевого использования средств ОМС не входят в структуру тарифа в рамках территориальной программы ОМС.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о том, что расходы по возмещению средств ОМС, ранее использованные медицинской организацией не по целевому назначению, а также расходы по исполнению судебных актов о возмещении средств ОМС, не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи, так как данный вид расходов не связан с оказанием медицинской помощи, а является мерой ответственности в виде принуждения к возмещению сумм, использованных не по целевому назначению.
Учитывая изложенное, суды признали иск обоснованным в данной части и удовлетворили требование Фонда о возврате 9 001 493 руб. 09 коп. средств, использованных не по целевому назначению.
Доводов относительно снижения судами штрафа и пеней в кассационной жалобе не заявлено.
Приведенные Больницей в жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и (или) процессуального права к конкретным обстоятельствам дела, не опровергают выводы судов и не подтверждают, что суды неполно или необъективно исследовали все имеющиеся в деле доказательства. По существу доводы сводятся к несогласию с данной судами оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.08.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018 по делу N А21-5086/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница"- без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение N 73).
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
...
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 апреля 2019 г. N Ф07-2262/19 по делу N А21-5086/2018