26 апреля 2019 г. |
Дело N А56-27779/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Рудницкого Г.М., Чуватиной Е.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу Ванюшина А.В. (доверенность от 10.01.2019 N 04-02/00095), от финансового управляющего Чукина М.М. представителя Иванова В.А. (доверенность от 17.04.2018),
рассмотрев 25.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу финансового управляющего Чукина Михаила Михайловича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2018 (судья Чекунов Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 (судьи Масенкова И.В., Пряхина Ю.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-27779/2018,
установил:
Финансовый управляющий Исаева Андрея Валентиновича - Чукин Михаил Михайлович (с учетом проведенного судом процессуального правопреемства) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, лит. О, ОГРН 1047822999861, ИНН 7813200915 (далее - Инспекция, регистрирующий орган), о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в не приостановлении процедуры добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Ревванш", ИНН 7840491413 (далее - Общество), решения Инспекции от 07.12.2017 N 212541А о государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с его ликвидацией. Заявитель также просил исключить из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись от 07.12.2017 за государственным регистрационным номером 2177848138521 о ликвидации Общества и восстановить его в ЕГРЮЛ.
Решением суда от 24.08.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Чукин М.М., ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просить дело направить на навое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что в материалы дела не представлены доказательства недостоверности ликвидационного баланса, а также доказательства того, что ликвидатору Общества было известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором Исаевым А.В., не соответствует материалам дела.
В судебном заседании представитель Чукина М.М. поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции против ее удовлетворения возражал, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общим собранием участников Общества принято решение от 29.03.2017 о его ликвидации, ликвидатором был назначен Ильиченко А.В.
Сообщение о ликвидации Общества опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 17.05.2017/912 часть 1 N 19(633).
На основании поступившего заявления ликвидатора о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией и приложенных к нему документов Инспекция приняла решение от 07.12.2017 N 212541А о государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с его ликвидацией.
Финансовый управляющий Елисоветский Олег Ильич, сославшись на то, что Исаев А.В. является кредитором Общества, направил в адрес Инспекции письмо о приостановлении регистрационных действий.
Полагая действия (бездействие) регистрирующего органа и его решения незаконными, финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2018 по делу N А56-71974/2015 гражданин Исаев А.В. признан несостоятельным (банкротом), прекращены полномочия Елисоветского О.И., финансовым управляющим утвержден Чукин М.М.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, исходили из того, что с учетом конкретных обстоятельств дела установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) порядок ликвидации юридического лица был соблюден, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как предусмотрено в части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу пунктов 1, 2 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Промежуточный ликвидационный баланс предполагает включение в него сведений о размере кредиторской задолженности тех кредиторов, которые предъявили свои требования в установленный срок, а также сведений об активах, за счет которых подлежат удовлетворению требования кредиторов. В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2014 N 18558/13, в промежуточный ликвидационный баланс подлежат включению требования, не оспариваемые сторонами, как по праву, так и по размеру.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидатором в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (пункт 4 статьи 63 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5 статьи 63 ГК РФ).
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных названным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (подпункт "а"); несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных названным настоящим законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (подпункт "х").
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
В пункте 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ приведено правило о запрете на совершение регистрационных действий в отношении ликвидируемых организаций, к которым предъявлены требования в судебном порядке.
Суды обеих инстанций установили и материалами дела подтверждается, что установленный законодательством порядок ликвидации Общества соблюден, в регистрирующий орган представлены все необходимые документы.
Из представленных на регистрацию промежуточного и ликвидационного балансов не следовало наличие какой-либо задолженности перед кредиторами и какого-либо имущества, за счет которого могли быть погашены требования кредиторов.
Кроме того, суды указали, что на дату принятия оспариваемого решения не имелось ни судебного спора между Обществом и предполагаемым кредитором, ни решения суда о взыскании задолженности, ни возбужденного исполнительного производства. Напротив, определением Куйбышевского районного суда от 24.10.2017 по делу N 2-2295/2017 исковое заявление финансового управляющего Исаева А.В. - Елисоветского О.И. к Обществу оставлено без рассмотрения.
Если же кредитор не реализует свое право, действующим законодательством предусмотрен риск наступления неблагоприятных последствий в виде утраты кредитором своего статуса.
Суды исходили из того, что заявителем не представлено доказательств недостоверности представленных для государственной регистрации сведений.
С учетом приведенных выше обстоятельств в их совокупности суды пришли к обоснованному выводу, что не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для несогласия с итоговой оценкой судов у кассационной инстанции не имеется.
По существу доводы заявителя жалобы не касаются нарушения судебными инстанциями норм права, а выражают его несогласие с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств, установленных на основе имеющихся в материалах дела доказательств.
При этом доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В силу изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 по делу N А56-27779/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу финансового управляющего Чукина Михаила Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных названным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (подпункт "а"); несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных названным настоящим законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (подпункт "х").
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
В пункте 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ приведено правило о запрете на совершение регистрационных действий в отношении ликвидируемых организаций, к которым предъявлены требования в судебном порядке."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2019 г. N Ф07-3918/19 по делу N А56-27779/2018