30 апреля 2019 г. |
Дело N А56-71727/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Подвального И.О., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северснаб" Бондаренко Н.С. (доверенность от 19.01.2019), от Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу Машковой И.А. (доверенность от 14.03.2019),
рассмотрев 24.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северснаб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2018 (судья Черняковская М.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-71727/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северснаб", место нахождения: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, Комсомольская ул., д. 34, оф. 6, ОГРН 1095107000383, ИНН 5107912471 (далее - ООО "Северснаб", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 191123, г. Санкт-Петербург, Воскресенская наб., д. 10, лит. А, ОГРН 1027809169629, ИНН 7825479429 (далее - Управление, Росфинмониторинг) о признании незаконным и отмене постановления от 25.04.2018 N 04-09/14-1/2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 19.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.11.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Северснаб" просит отменить решение от 19.07.2018 и постановление от 20.11.2018 и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на доводы приводимые в судах первой и апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Управления против удовлетворения кассационной жалобы возразил по основаниям письменного отзыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.03.2018 на основании приказа от 22.01.2018 N 18-04-02/7-П, сотрудниками Управления проведена проверка Общества по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по адресу: 184511, Мурманская область г. Мончегорск, ул. Комсомольская, дом 34, кв.6.
В ходе проверки установлено, что одним из видов деятельности ООО "Северснаб" является предоставление посреднических услуг при купле-продаже жилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.31.1).
Актом проверки от 30.03.2018 N 13 зафиксированы следующие обстоятельства при осуществлении Обществом деятельности:
-заявитель оказывает посреднические услуги по осуществлению сделок купли-продажи;
-в проверяемом периоде Общество на учете в Росфинмониторинге не состояло, следовательно, не имело личного кабинета на Портале Росфинмониториинга, в связи, с чем отсутствовала реальная возможность идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей на предмет наличия/отсутствия в отношении них сведений об их причастности к экстремистской деятельности или к терроризму;
-в проверяемом периоде Обществом не проводились мероприятия по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев клиентов в части: определения принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;
-выявления юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
-оценки и присвоения клиенту степени (уровня) риска;
-обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.
-выявления среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.
- в ходе проведения проверочных мероприятий было установлено, что у Общества в проверяемом периоде специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля отсутствует;
-при проведении проверочных мероприятий, документы, подтверждающие прохождение целевого инструктажа директором Общества - Чубаровой Е.А., в нарушение Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203, представлены не были;
-правила внутреннего контроля на согласование в МРУ Росфинмониторинга по СЗФО не предоставлялись;
-в момент проведения проверки Общества не были представлены разработанные и утвержденные правила внутреннего контроля, из чего следует, что правила внутреннего контроля у Общества в проверяемом периоде отсутствовали;
- не представлены документы, подтверждающие проведение проверочных мероприятий, направленных на выявление клиентов, являющихся иностранными публичными должностными лицами;
- в ходе проверки была выявлена 1 сделка (операция) на сумму свыше 3 миллионов рублей, подлежащая обязательному контролю, сведения по которой не была предоставлена в уполномоченный орган.
По результатам проверки 30.03.2018 Управлением составлен протокол N 04-09/14-1/2 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением от 25.04.2018 N 04-09/14-1/2 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с законностью постановления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции посчитали доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрели нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, в связи с чем в удовлетворении заявления отказали.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 статьи 15.27 КоАП РФ, установлена в части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 названной статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 данной статьи, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Под операциями с денежными средствами или иным имуществом согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ, одной из мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является организация и осуществление внутреннего контроля.
При этом внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля (статья 3 Закона N 115-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ в целях названного Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в числе прочих относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, определен в статье 6 Закона N 115-ФЗ, согласно части 1.1 которой сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
Судами двух инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что одним из видов деятельности Общества является предоставление посреднических услуг при купле-продаже жилого недвижимого имущества за вознаграждение (выписка из ЕГРЮЛ вида деятельности, предусмотренного кодом ОКВЭД - 68.31.1). Таким образом, заявитель относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и в силу статьи 5 Закона N 115-ФЗ на него распространяются требования названного Закона.
Общество не отрицает, что сведения по сделке на сумму 4 246 272 рублей, подлежащей обязательному контролю, не были представлены в уполномоченный орган.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В силу части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля (далее - ПВК), назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
На момент проведения проверки документы, подтверждающие наличие в Обществе разработанных, утвержденных и применяемых ПВК, отсутствовали, что Обществом также не отрицается.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что объективную сторону вмененного Обществу административного правонарушения образует неисполнение вышеназванных нормативных требований в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее не представление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из отсутствия в деле доказательств невозможности соблюдения Обществом упомянутых требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения.
Доводы Общества о том, что при назначении наказания не были применены положения части 2 статьи 3.4, статьи 4.1.1 КоАП РФ, получили надлежащую судебную оценку.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела позволил судам сделать обоснованный вывод об отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности судами не установлено.
Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
У суда кассационной инстанции нет процессуальных предпосылок к иной оценке выводов судебных инстанций по существу спора.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 по делу N А56-71727/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северснаб" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Доводы Общества о том, что при назначении наказания не были применены положения части 2 статьи 3.4, статьи 4.1.1 КоАП РФ, получили надлежащую судебную оценку.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела позволил судам сделать обоснованный вывод об отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
...
Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2019 г. N Ф07-1373/19 по делу N А56-71727/2018
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1373/19
20.11.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22669/18
08.08.2018 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21087/18
19.07.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-71727/18