06 мая 2019 г. |
Дело N А56-60843/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Преснецовой Т.Г., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Десна Девелопмент" - Анахиной А.МС. (доверенность от -4.05.2018), от Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - Бесовой Т.Ю. (доверенность от 04.05.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Десна Девелопмент" на решение арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2018 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 (судьи Полубехина Н.С., Желтянников В.И., Тимухина И.А.) по делу N А56-60843/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Десна Девелопмент" (далее - ООО "Десна Девелопмент", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет), выразившегося в не выявлении и не включении объекта недвижимости, расположенного по адресу: город Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 61, литера А, кадастровый номер 78:31:0001046:2014, используемого для размещения гостиницы, а также офисного центра, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, а также об обязании Комитета включить указанный объект недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.12.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ООО "Десна Девелопмент" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником объекта недвижимого имущества - нежилое здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 61, литера А, кадастровый номер 78:31:0001046:2014, площадь 17 470,3 м.кв (далее - объект).
Согласно приказу Комитета от 25.12.2107 N 166-П "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" данный объект не включен в перечень на 2018 год.
По мнению Общества, объект имеет предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) основания для включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год.
Ранее объект был включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год согласно Приказу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимого имущества Санкт-Петербурга от 20.12.2016 N 260-П. При этом, как указывает Общество, в последующем никаких изменений в отношении объекта и порядка его использования не осуществлялось.
Поскольку Приказ от 25.12.2017 N 166-П не содержал сведений о принадлежащем ООО "Десна Девелопмент" объекте, Общество письмом от 16.02.2018 N ДД 05/02 обратилось в Комитет с заявлением о внесении объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год.
Отказ Комитета от 20.03.2018 послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, признав, что Обществом пропущен срок оспаривания бездействия Комитета.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суды первой и апелляционной инстанций сослались на пропуск Обществом установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) трехмесячного срока для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия государственного органа.
Подпунктом 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статье, как кадастровая стоимость имущества.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном интернет-сайте или на официальном интернет-сайте субъекта Российской Федерации.
Таким образом, статьей 378.2 НК РФ предусмотрено, что перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость имущества, утверждается ежегодно, что предполагает возможность как расширение перечня путем включения новых объектов, так и исключение из перечня ранее внесенных объектов.
Таким образом, налогоплательщик, действуя разумно и осмотрительно, в преддверие очередного налогового периода по налогу на имущество должен удостовериться в том, что принадлежащий ему объект налогообложения включен в соответствующий перечень, утвержденный на очередной налоговый период.
При этом обязательным условием включения конкретного объекта в указанный перечень является его предварительное обследование на предмет фактического использования.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737 (далее - Постановление N 737) утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 3.7, 3.8 Положения "О Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга", утвержденного Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", Комитет определяет на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, размещает перечень на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"); определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 2 Постановления N 737 (в редакции, действовавшей в спорный период) вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется ежегодно до 01 декабря года, предшествующего налоговому периоду.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что Комитет готовит на основе данных государственного кадастра недвижимости и(или) технического учета (инвентаризации) перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования (далее - Перечень), и размещает Перечень на официальном сайте в сети "Интернет") не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в Перечне.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка Комитет проводит обследования объектов, указанных в Перечне, готовит проекты решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и в течение пяти рабочих дней с даты завершения проведения обследования, но не позднее 1 октября года, предшествующего налоговому периоду, размещает проекты указанных решений на официальном сайте в сети "Интернет".
Пунктом 3.3 Порядка установлено, что собственники (правообладатели) в течение пяти рабочих дней с даты размещения решений на официальном сайте Комитета в сети Интернет вправе обратиться с заявлениями о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, которые подлежат рассмотрению в течение 20 рабочих дней.
Таким образом, налогоплательщик имеет возможность не только заблаговременно узнать о предстоящем включении или невключении его имущества в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость имущества, но и влиять на процесс формирования этого перечня.
При этом уполномоченный орган не обязан информировать конкретных собственников объектов об их включении в перечень или исключении из него. Такое информирование осуществляется путем публикации сведений для всеобщего обозрения, что предполагает активную роль заинтересованных лиц в получении ими данных, необходимых и обязательных для правильного определения налоговой базы на соответствующий налоговый период.
23.10.2017 на официальном сайте Комитета в сети "Интернет" были размещены проекты решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга, заинтересованным лицам предложено в соответствии с пунктом 3.3 Порядка до 27.10.2017 представить в Комитет обращения о пересмотре результатов определения видов фактического использования объектов недвижимости.
Следовательно, Общество, действуя как добросовестный налогоплательщик, не могло не узнать о том, что его объект не предполагается включать в перечень и имело реальную возможность защитить свои интересы определенным в пункте 3.3 Порядка способом.
Установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для оспаривания бездействия Комитета, выразившегося в не выявлении и не включении объекта Общества в перечень, также следует исчислять с момента, когда Общество должно было узнать о таком бездействии.
Несвоевременное получение Обществом информации об указанном бездействии Комитета является следствием неосмотрительности заявителя, что не может служить основанием для иного исчисления срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, который установлен в целях стабильности публичных правоотношений.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о пропуске Обществом указанного процессуального срока и обоснованно отказали в удовлетворении требований заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 по делу N А56-60843/2018 оставить без изменений, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Десна Девелопмент" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном интернет-сайте или на официальном интернет-сайте субъекта Российской Федерации.
Таким образом, статьей 378.2 НК РФ предусмотрено, что перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость имущества, утверждается ежегодно, что предполагает возможность как расширение перечня путем включения новых объектов, так и исключение из перечня ранее внесенных объектов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 мая 2019 г. N Ф07-2673/19 по делу N А56-60843/2018