07 мая 2019 г. |
Дело N А56-54073/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
при участии от Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Дубровиной Е.Л. (доверенность от 12.11.2018), от общества с ограниченной ответственностью "Корпорация Рост нефти и газа" Пузырева П.А. (доверенность от 25.03.2019), Скоробогатовой С.С. (доверенность от 30.07.2018),
рассмотрев 07.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 по делу N А56-54073/2018 (судьи Тимухина И.А., Жиляева Е.В., Полубехина Н.С.),
установил:
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (место нахождения: г. Салехард, ул. Матросова, д. 29; ОГРН 1058900021861; ИНН 8901017195; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Корпорация Рост нефти и газа" (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Петрозаводская, д. 13, лит. А, пом. 27Н; ОГРН 1028900623344; ИНН 8904038997; далее - Общество) об обязании прекратить самовольное использование участка лесного фонда площадью 3,705 га, расположенного в квартале N 751 в выделах 49, 52 Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества, путем освобождения лесного участка от размещенного на нем имущества, а также об обязании привести участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, путем рекультивации в установленном законом порядке.
Решением суда первой инстанции от 03.09.2018 (судья Васильева Н.В.) иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.12.2018 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы жалобы, а представители Общества просили в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа и Обществом заключен договор от 25.07.2012 N 626-12 аренды земельного участка площадью 26 497 кв.м., кадастровый номер 89:05:020301:524, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский р-н, п.г.т. Уренгой, для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, сроком с 18.04.2012 по 17.04.2061.
Также между Администрацией муниципального образования пос. Уренгой и Обществом заключен договор от 18.07.2016 N 87У-16 аренды земельного участка площадью 75 753 кв.м., кадастровый номер 89:05:020301:0020, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский р-н, п.г.т. Уренгой, восточная часть поселковой зоны, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, содержания и эксплуатации базы ГСМ, сроком с 09.06.2016 по 08.06.2065.
Рабочей группой при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в муниципальном образовании Пуровский р-н Ямало-Ненецкого автономного округа, созданной решением комиссии от 28.09.2017 N 14/1, проведено обследование (визуальный осмотр) территории склада ГСМ Общества, расположенного на территории муниципального образования п.г.т. Уренгой. По результатам обследования составлен акт от 29.09.2017, согласно которому почва на земельных участках с кадастровыми номерами 89:05:020301:524 и 89:05:020301:20, на которых расположены база ГСМ и установка по стабилизации газового конденсата, загрязнены нефтепродуктами и отходами производства.
На основании приказа от 13.10.2017 N 50-гкл Департаментом в период с 18.10.2017 по 23.10.2017 проведены внеплановая документарная и выездная проверка Общества, в ходе которых выявлено и отражено в акте от 23.10.2017 N 28-Т, что часть производственной территории площадью 3,705 га им самовольно расположена на территории лесного участка в квартале N 751, выделы 49, 52 Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества.
При сверке границ участка по материалам лесоустройства установлен факт незаконной рубки лесных насаждений на лесном участке в выделе 49 указанного квартала на площади 0,987 га в объеме 29,7 куб.м.
Постановлением от 24.11.2017 N 243-285-17, вступившим в законную силу, Департамент признал Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
Кроме того, в период с 02.10.2017 по 27.10.2017 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление), в ходе которой выявлено и зафиксировано в акте от 07.12.2017 N 174, что в связи с расположением базы ГСМ допущено загрязнение нефтепродуктами защитных лесов на площади 6123,66 га в квартале N 751, выдел 52 Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества (лесной участок N 1 с координатами N65°58'17,98034" Е78°24'51,88233; лесной участок N 2 с координатами N65°58'15,17691" Е78°24'49,45457").
Впоследствии постановлениями Управления от 01.02.2018 N N 2/2018, 3/2018, вступившими в законную силу, Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Департамент направил Обществу требование от 15.12.2017 N 2701-17/28392 о прекращении самовольного использования лесного участка, а также о приведении лесного участка в состояние, пригодное для его последующего использования.
В связи с неисполнением Обществом указанного требования Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу об обоснованности заявленных требований, иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции, исходя из отсутствия доказательств самовольного использования Обществом спорного лесного участка, отменил решение суда первой инстанции и отказал в иске.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Лесные участки в составе земель лесного фона находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе в области организации, использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (пункты 1 и 6 статьи 83 ЛК РФ).
В соответствии с полномочиями, установленными Положением о департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.04.2013 N 297-П, Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и государственный надзор, а также обеспечивающим реализацию полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации в области использования и охраны лесов.
В соответствии со статьей 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено названным Кодексом.
К правоотношениям по использованию лесов применяются положения, предусмотренные статьей 71 ЛК РФ. Данной нормой установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной собственности, представляются лесопользователям - юридическим лицам по договорам аренды.
Пунктом 2 статьи 3 ЛК РФ установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе и в случае самовольного занятия земельного участка. При этом действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии со статьей 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
На основании пункта 6 статьи 21 ЛК РФ земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
Исходя из системного анализа указанных выше нормативных положений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что использование Обществом спорного лесного участка в отсутствие разрешительных документов, а также возведение на нем объектов, не относящихся к объектам лесной инфраструктуры, является недопустимым и противоречит положениям действующего законодательства Российской Федерации; в целях восстановления земель лесного фонда, вышеуказанный лесной участок подлежит рекультивации.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Департамента, обязав Общество прекратить самовольное использование лесного участка, а также привести его в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, путем рекультивации в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции, в связи с чем постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
При этом вывод суда апелляционной инстанции о том, что с должной степенью достоверности не представляется возможным установить использование Обществом лесных участков за пределами арендуемых земельных участков, является ошибочным, не основанным на имеющихся в деле доказательствах - акте обследования склада ГСМ (т.1, л.д. 14-17); акте проверки от 23.10.2017 N 28-Т (т.1, л.д. 30-35); абрисе места лесонарушения (т.1, л.д. 36); постановлении Департамента от 24.11.2017 N 243-285-17 по делу о привлечении Общества к административной ответственности за самовольное занятие лесных участков, вступившем в законную силу (т.1, л.д. 47-51); постановлениях Управления от 01.02.2018 NN 2/2018, 3/2018 по делам о привлечении Общества к административной ответственности за порчу земель, вступивших в законную силу (т.2, л.д. 87-93).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 по делу N А56-54073/2018 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2018 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии со статьей 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
На основании пункта 6 статьи 21 ЛК РФ земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2019 г. N Ф07-3950/19 по делу N А56-54073/2018