14 мая 2019 г. |
Дело N А56-121411/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Подвального И.О., Толкунова В.М.,
при участии от акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" Смирнова В.Б. (доверенность от 27.12.2018), от Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Николаевой Ю.П. (доверенность от 13.12.2018), от садоводческого некоммерческого товарищества "Конта" Терентьевой О.И. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 14.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019 по делу N А56-121411/2018 (судьи Юрков И.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.),
установил:
Акционерное общество "Петербургская сбытовая компания" (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11; ОГРН 1057812496818; ИНН 7841322249; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 3; ОГРН 5067847165018; ИНН 7841340833; далее - Управление), выраженного в письме от 11.09.2018 N 28-1/41558, в возбуждении в отношении садоводческого некоммерческого товарищества "Конта" (место нахождения: Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Первомайское; ОГРН 1034700885450; ИНН 4704025425; далее - СНТ "Конта") дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено СНТ "Конта".
Решением суда первой инстанции от 22.11.2018 (судья Ресовская Т.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.02.2019 решение суда первой инстанции отменено, заявление удовлетворено; на Управление возложена обязанность рассмотреть заявление Общества от 25.07.2018 N 31304-1/011/2 по существу и вынести процессуальное решение в соответствии с КоАП РФ.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, отказ в возбуждении дела об административном правонарушении правомерен, оснований для признания его незаконным не имеется.
В судебном заседании представителя Управления и СНТ "Конта" просили жалобу удовлетворить, представитель Общества просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Общество в связи с систематическим неисполнением СНТ "Конта" обязанности по оплате потребленной электроэнергии направило ему уведомление от 23.07.2018 N 119290 о частичном введении ограничения режима потребления электроэнергии путем отключения объектов лиц, имеющих задолженность перед потребителем по оплате электроэнергии, известив, что в случае неоплаты долга в срок до 02.08.2018 у потребителя возникает обязанность до 12 час. 00 мин. 03.08.2018 самостоятельно ввести самоограничение потребления электроэнергии в отношении указанных лиц.
Установив, что по состоянию на 03.08.2018 требование о самоограничении потребления энергоресурсов СНТ "Конта" не выполнено, Общество обратилось в Управление с заявлением от 25.07.2018 N 31304-1/011/2 о возбуждении в отношении потребителя и его руководителя дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ.
Управление, рассмотрев заявление и придя к выводу об отсутствии события административного правонарушения, в возбуждении дела об административном правонарушении отказало, направив Общество письмо об этом от 11.09.2018 N 28-1/41558. При этом Управление исходило из того, что согласно уведомлению Общества от 29.08.2018 N 2286 потребителю разрешено возобновить подачу электроэнергии до уровня, который был на дату и время введения ограничения.
Общество не согласилось с отказом в возбуждении дела об административном правонарушении и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав, что факт возобновления снабжения потребителя электроэнергией не имеет значения при разрешении вопроса о наличии события административного правонарушения за невыполнение требования о самостоятельном ограничении режима потребления электроэнергии.
Суд первой инстанции, установив, что оснований для признания незаконным оспариваемого отказа не имеется, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции, установив, что Управлением вопреки части 5 статьи 28.1 КоАП РФ не вынесено мотивированное определение, а в письме от 11.09.2018 N 28-1/41558 не сделан вывод об отсутствии данных, указывающих на событие административного правонарушения, решение суда первой инстанции отменил и заявление удовлетворил.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно пункту 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442; далее - Правила) ограничение режима потребления вводится при неисполнении или ненадлежащем исполнении потребителем обязательств по оплате электрической энергии (подпункт "б").
Как предусмотрено подпунктом "б" пункта 10 Правил, в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан направить исполнителю (в предусмотренных данными Правилами случаях - субисполнителю) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления.
В силу пункта 7 Правил потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что в связи с систематическим неисполнением СНТ "Конта" обязанности по оплате потребленной электроэнергии Общество направило ему уведомление от 23.07.2018 N 119290, доказательств исполнения которого в установленный срок в материалах дела не имеется.
Невыполнение потребителем электроэнергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электроэнергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 данного Кодекса).
Согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Порядок рассмотрения жалоб на определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении регламентирован параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в соответствии с которым обязанность доказать законность и обоснованность обжалованных актов возложена на принявший их орган (часть 4 статьи 210 названного Кодекса).
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В рассматриваемом случае Управление, отказав в возбуждении в отношении СНТ "Конта" дела об административном правонарушении, а также располагая заявлением Общества, указанным в пункте 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, не вынесло мотивированное определение, а ограничилось письмом в адрес заявителя от 11.09.2018 N 28-1/41558.
При этом в указанном письме Управления не содержится вывод об отсутствии данных, указывающих на событие административного правонарушения.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности и необоснованности оспариваемого решения административного органа, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, отменил решение суда первой инстанции и признал оспариваемый отказ незаконным.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019 по делу N А56-121411/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 данного Кодекса).
Согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
...
В рассматриваемом случае Управление, отказав в возбуждении в отношении СНТ "Конта" дела об административном правонарушении, а также располагая заявлением Общества, указанным в пункте 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, не вынесло мотивированное определение, а ограничилось письмом в адрес заявителя от 11.09.2018 N 28-1/41558."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2019 г. N Ф07-4356/19 по делу N А56-121411/2018