16 мая 2019 г. |
Дело N А05-7143/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску Назаровой Л.В. (доверенность от 18.12.2018 N 2.5-14/44724),
рассмотрев 13.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транском" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.09.2018 (судья Козьмина С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 (судьи Осокина Н.Н., Алимова Е.А., Мурахина Н.В.) по делу N А05-7143/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транском", место нахождения: 163021, г. Архангельск, ул. Междуречье переулок 3-й, д. 6, оф. 3, ОГРН 1152901006543, ИНН 2901260128 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 29, ОГРН 1042900051094, ИНН 2901061108 (далее - Инспекция), от 24.01.2018 N 17709 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 10.09.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019, заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования.
Податель кассационной жалобы полагает правомерным применение налоговых вычетов по хозяйственным операциям с обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Оптторгтранс", реальность которых подтверждена представленными первичными документами, им проявлена должная осмотрительность при выборе названного контрагента.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной Обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за I квартал 2017 года Инспекция 07.08.2018 составила акт и 24.01.2018 вынесла решение N 17709.
Указанным решением Обществу доначислено 506 493 руб. НДС, начислено 34 608,62 руб. пеней, 25 324,65 руб. штрафа по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Основанием для начисления указанных сумм послужил вывод Инспекции о необоснованном предъявлении Обществом к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО "Оптторгтранс".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 17.04.2018 N 07-10/1/05704 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение Инспекции - без изменения.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, придя к выводу о наличии у Инспекции правовых оснований для принятия оспариваемого решения с учетом доказанности совокупности обстоятельств, свидетельствующих о наличии в представленных Обществом первичных документах недостоверных сведений, отсутствии реальных хозяйственных операций и создании формального документооборота с "Оптторгтранс", руководствуясь положениями статей 169, 171, 172 НК РФ, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53), суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленного требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Порядок предоставления налоговых вычетов по НДС установлен статьями 171 - 172 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественный прав и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 - 6 этой статьи установлены требования к его содержанию и оформлению, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.
Следовательно, для предъявления к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам необходимо соблюдение таких условий, как принятие их на учет (оприходование) и наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров (работ, услуг), с указанием суммы НДС.
Поскольку применение налоговых вычетов по НДС связывается с приобретением товаров (работ, услуг), имущественных прав, их принятием на учет, то реальность соответствующих хозяйственных операций также является необходимым условием для использования налоговых вычетов.
Как указано в Постановлении N 53, судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления N 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 18162/09 о необоснованности получения налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.
Суды установили, что в проверяемом периоде Общество (покупатель) и ООО "Оптторгтранс" (поставщик) 13.10.2016 заключили договор поставки нефтепродуктов (далее - Договор), по условиям которого поставщик обязался поставить покупателю светлые нефтепродукты согласно прилагаемому ассортименту.
В подтверждение взаимоотношений с указанным контрагентом Общество представило счета-фактуры от 27.02.2017 N 4, от 31.03.2017 N 5 на 3 320 341,5 руб. (в том числе 506 492,78 руб. НДС) и товарные накладные от 27.02.2017 N 3, от 31.03.2017 N 4. Указанные счета-фактуры Обществом не оплачены.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций пришли к выводу о доказанности Инспекцией невозможности поставки нефтепродуктов ООО "Оптторгтранс".
В ходе проведения мероприятий налогового контроля Инспекция установила, что ООО "Оптторгтранс" имеет признаки организации, зарегистрированной без цели осуществления реальной предпринимательской деятельности и фактического исполнения хозяйственных договоров: она не находится по адресу места регистрации юридических лиц, у нее отсутствует недвижимое имущество и транспортные средства, штат, обязательные платежи и расходы, свидетельствующие о ведении организацией хозяйственной деятельности; последняя отчетность представлена за 3 месяца 2017 года; налоговые декларации по налогу на прибыль организации, НДС, налогу на доходы физических лиц представлены к уплате в бюджет с минимальными суммами; руководитель организации на допрос и комиссию по вопросам легализации объектов налогообложения не явился; 27.09.2017 снята с учета по причине ликвидации по решению учредителей, при этом назначенный ликвидатор Общества Севастьянов Алексей Владимирович зарегистрирован по тому же адресу места жительства, что и Севастьянова Наталия Геннадьевна, получающая доход от Общества как его работник.
Инспекция установила, что в книге покупок ООО "Оптторгтранс" за I квартал 2017 года заявлен поставщик нефтепродуктов - ООО "Севертранс", которое также имеет признаки организации, зарегистрированной без цели осуществления реальной предпринимательской деятельности и фактического исполнения хозяйственных договоров: у нее отсутствует недвижимое имущество и транспортные средства, обязательные платежи и расходы, свидетельствующие о ведении организацией хозяйственной деятельности, движение денежных средств по расчетному счету, в штате числится 1 человек, уточненная налоговая декларация по НДС за I квартал 2017 года представлена с нулевыми показателями.
Допрошенный учредитель и руководитель ООО "Севертранс" Маркив Игорь Романович отрицал свою причастность к деятельности этой организации, пояснил, что оформил организацию по просьбе знакомого, но в ее финансово-хозяйственной деятельности не участвовал.
Довод кассационной жалобы о том, что товар от ООО "Оптторгтранс" Общество получало со склада ООО "Озон" был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получил надлежащую оценку и мотивированно отклонен.
Суды установили, что ООО "Озон" находится на упрощенной системе налогообложения, не имеет в собственности имущества, транспортных средств, достаточного количества работников, необходимых для осуществления деятельности по хранению нефтепродуктов.
Договор, заключенный 20.02.2017 ООО "Оптторгтранс" с ООО "Озон", подписан Щегиковым Р.Ф., не имеющим соответствующих полномочий ввиду назначения с 05.12.2016 ликвидатором общества Севастьянова А.В.; в представленных ООО "Озон" товарных накладных о получении товара отсутствуют подпись уполномоченного лица и печать ООО "Оптторгтранс", иных доказательств получения ООО "Оптторгтранс" нефтепродуктов у ООО "Озон" (счетов-фактур, товарных накладных, спецификаций и прочих документов, предусмотренных условиями договора от 20.02.2017), равно как и доказательств оплаты ООО "Оптторгтранс" товара, полученного от ООО "Озон", материалы дела не содержат; в книге покупок ООО "Оптторгтранс" не отражены данные о покупке нефтепродуктов у ООО "Озон".
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, в совокупности указывающих на невозможность выполнения контрагентом своих обязательств по заключенному с Обществом Договору, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды в виде вычетов по НДС по заявленным хозяйственным операциям с ООО "Оптторгтранс".
Ссылки подателя кассационной жалобы на проявление должной осмотрительности при выборе контрагента были исследованы судами и мотивированно отклонены.
Выводы судов основаны на материалах дела, сделаны при правильном применении норм материального права.
Довод подателя кассационной жалобы относительно ненадлежащей оценки судами ряда доказательств не принимается судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов. Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу. Вопрос достоверности, относимости, допустимости и взаимной связи доказательств разрешается судом в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела, при этом определение круга допустимых и относимых доказательств не входит в число вопросов, рассмотрение которых относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства. Каких-либо нарушений требований статьи 71 АПК РФ при оценке доказательств судами не допущено.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.09.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 по делу N А05-7143/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транском" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления N 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 18162/09 о необоснованности получения налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2019 г. N Ф07-3525/19 по делу N А05-7143/2018
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3525/19
18.01.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9652/18
10.09.2018 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-7143/18
15.06.2018 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-7143/18