14 мая 2019 г. |
Дело N А21-7475/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Подвального И.О., Толкунова В.М.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Эксплуатирующая организация - Янтарный" Вострухина В.В. (доверенность от 08.05.2019), от Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области Кузюры В.О. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 14.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Эксплуатирующая организация - Янтарный" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.12.2018 по делу N А21-7475/2018 (судья Залужная Ю.Д.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Эксплуатирующая организация - Янтарный" (место нахождения: Калининградская обл., п.г.т. Янтарный, ул. Дачная, д. 4; ОГРН 1133926032602; ИНН 3912503800; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (место нахождения: Калининград, ул. Дмитрия Донского, д. 1; ОГРН 1163926082253; ИНН 3906999637; далее - Министерство) от 18.04.2018 N ЖК-2/697/ЖСА.
Определением суда от 18.09.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УК ЦЖУ" (место нахождения: Калининградская обл., п.г.т. Янтарный, ул. Железнодорожная, д. 15; ОГРН 1123926017940; ИНН 3912502860; далее - ООО "УК ЦЖУ").
Решением суда первой инстанции от 10.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением суда апелляционной инстанции от 12.02.2019 апелляционная жалоба Предприятия возвращена в связи с пропуском срока на подачу жалобы и отсутствием ходатайства о его восстановлении.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит указанное решение отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы жалобы, представитель Министерства просил в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО "УК ЦЖУ", надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании обращения жильца многоквартирного дома, расположенного по адресу: Калининградская обл., п.г.т. Янтарный, ул. Советская, д. 110 В, и приказа от 11.04.2018 N 1597 Министерство провело внеплановую документарную проверку соблюдения Предприятием, являющегося исполнителем коммунальной услуги по отоплению этого дома, требований жилищного законодательства к определению размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 18.04.2018 N ЖК-1/1597/ЖСА, что все жилые помещения в доме оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, тогда как Предприятие начисляло плату за отопление за период с января 2017 года по март 2018 года исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Об устранении данного нарушения в срок до 30.06.2018 путем перерасчета платы за отопление за указанный период Министерство выдало Предприятию предписание от 18.04.2018 N ЖК-2/697/ЖСА.
Предприятие, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что согласно жилищному законодательству размер платы за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, которое оборудовано индивидуальным прибором учета, определяется по показаниям такого прибора учета.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
В силу пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии (абзац четвертый); в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац пятый).
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что между ООО "УК ЦЖУ" (управляющая организация) и ресурсоснабжающей организацией (Предприятие) договор поставки тепловой энергии не заключен, в связи с чем заявитель является исполнителем коммунальной услуги в многоквартирном доме по отоплению; данный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в нем все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, в связи с чем размер платы за коммунальную услугу по отоплению следует определять в соответствии с абзацем пятым пункта 42(1) Правил.
Судом первой инстанции также установлено, что фактически Предприятие размер платы за коммунальную услугу по отоплению в период с января 2017 года по март 2018 года определяло в соответствии с абзацем четвертым пункта 42(1) Правил.
В силу подпункта "а" пункта 82 Правил на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, возложена обязанность проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого предписания Министерства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.12.2018 по делу N А21-7475/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Эксплуатирующая организация - Янтарный" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2019 г. N Ф07-2564/19 по делу N А21-7475/2018