20 мая 2019 г. |
Дело N А56-90143/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу Полтевой О.С. (доверенность от 04.02.2019 N 05-19/02332),
рассмотрев 20.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2018 (судья Терешенков А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В, Загараева Л.П.) по делу N А56-90143/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АКВАЛАЙН", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14, кв. 19, ОГРН 1037851039214, ИНН 7826705039 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 133, ОГРН 1047835000245, ИНН 7838000019 (далее - Инспекция), от 13.02.2017 N 7838088 011 14 СП 0067382, 7838088 011 14 СП 0067370, 7838088 011 14 СП 0067366, 7838088 011 14 СП 0067353 и 7838088 011 14 СП 0088390 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 8, лит. А, ОГРН 1027810318425, ИНН 7826143870 (далее - Управление фонда).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 21.11.2018 и постановление от 12.02.2019 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы утверждает, что налоговый орган самостоятельно в порядке, установленном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не выносил никаких постановлений о взыскании с Общества недоимки по страховым взносам и пеням за счет имущества организации. При этом Инспекция указывает на то, что 13.02.2017 из Управления фонда в рамках организации работы по передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов поступили сведения - сальдовые остатки, согласно которым у Общества имеется задолженность по страховым взносам и пеням по состоянию на 01.01.2017. Вместе с заявлением о признании Общества несостоятельным (банкротом) Инспекция представила суду постановления о взыскании задолженности за счет имущества организации с датой 13.02.2017 с целью информирования суда о суммах задолженности, которые были распечатаны из информационных ресурсов налогового органа, сформированных на основании полученных из Управления фонда сведений. Данные постановления, как указывает податель жалобы, содержат сведения о суммах задолженности, которые аналогичны суммам, отраженным в постановлениях Управления фонда, а также номера, идентичные постановлениям Управления фонда. Таким образом, суды при рассмотрении настоящего дела необоснованно идентифицировали оспариваемые постановления как повторно вынесенные Инспекцией. Кроме того, по мнению налогового органа, обжалование Обществом в рамках настоящего дела постановлений налогового органа от 13.02.2017 направлено на затягивание судебного процесса по делу о банкротстве.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, полагая судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Другие лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в связи с наличием у Общества задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пеням Управлением фонда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в адрес заявителя были выставлены требования:
- от 14.09.2012 N 088 011 12 ТН 0506890 (со сроком исполнения до 12.10.2012) на сумму 461 864 руб. 41 коп.;
- от 21.11.2013 N 088 011 13 ТН 0664274 (со сроком исполнения до 16.12.2013) на сумму 85 281 руб. 72 коп.;
- от 21.01.2014 N 088 011 14 ТН 0019259 (со сроком исполнения до 21.02.2014) на сумму 140 472 руб. 72 коп.;
- от 24.01.2014 N 088 011 14 ТН 0019101 (со сроком исполнения до 21.02.2014) на сумму 387 402 руб. 39 коп.;
- от 14.03.2014 N 088 011 14 ТН 0185013 (со сроком исполнения до 10.04.2014) на сумму 59 116 руб. 09 коп.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок повлекло принятие Управлением фонда решений о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках от 14.11.2012 N 088 011 12 ВД 0255808, от 24.01.2014 N 088 011 14 ВД 0015978, от 03.04.2014 N 088 011 14 ВД 0065640, 088 011 14 ВД 0065636, от 28.05.2014 N 088 011 14 ВД 0113482.
Также Управлением фонда на основании вышеуказанных требований и решений в отношении Общества 18.09.2013 и 18.08.2014 вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя):
- N 088 011 13 СП 0088390 на общую сумму 461 864 руб. 41 коп.;
- N 088 011 14 СП 0067353 на общую сумму 85 281 руб. 72 коп.;
- N 088 011 14 СП 0067370 на общую сумму 68 579 руб. 51 коп.;
- N 088 011 14 СП 0067366 на общую сумму 256 582 руб. 93 коп.;
- N 088 011 14 СП 0067382 на общую сумму 59 116 руб. 09 коп.
Впоследствии, 13.02.2017 в Инспекцию из Управления фонда по электронным каналам связи поступили сведения о наличии у Общества задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пеням, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017.
На основании полученных сведений Инспекция сформировала 13.02.2017 постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка):
- N 7838088 011 14 СП 0067382 на общую сумму 59 116 руб. 09 коп.;
- N 7838088 011 14 СП 0067370 на общую сумму 68 579 руб. 51 коп.;
- N 7838088 011 14 СП 0067366 на общую сумму 256 582 руб. 93 коп.;
- N 7838088 011 14 СП 0067353 на общую сумму 85 281 руб. 72 коп.;
- N 7838088 011 14 СП 0088390 на общую сумму 461 864 руб. 41 коп.
Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу решением от 30.05.2018 N 16-19/34547 отклонило жалобу Общества на указанные постановления. При этом вышестоящий налоговый орган сослался на то, что в составе документов, переданных Управлением фонда 13.02.2017, находились постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 18.09.2013 и от 18.08.2014, которые не являются ненормативными актами налоговых органов. Изложенное, как полагает вышестоящий налоговый орган, означает, что жалоба Общества на данные постановления Управления фонда подлежит оставлению без рассмотрения.
Общество оспорило постановления Инспекции от 13.02.2017 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
До 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулировались Законом N 212-ФЗ.
Статьями 19 - 22 Закона N 212-ФЗ был предусмотрен порядок взыскания задолженности по страховым взносам и пеням, аналогичный порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации, включающий в себя выставление требования об уплате недоимки в срок, указанный в требовании, при его неисполнении - принятие решения о взыскании за счет денежных средств, неисполнение которого в свою очередь могло повлечь вынесение решения за счет имущества страхователя - плательщика взносов.
В частности, согласно части 14 статьи 19 упомянутого Закона при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или при отсутствии информации о счетах последнего орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика в соответствии со статьей 20 Закона о страховых взносах.
На основании части 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, установленных названной статьей.
Таким образом, законодателем была установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания.
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Из положений статьи 19 Закона N 250-ФЗ следует, что с 01.01.2017 функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов переданы налоговому органу. Правильность и своевременность уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по их уплате контролируются в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.
При этом статьей 19 Закона N 250-ФЗ установлено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 названного Закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) взыскание недоимки и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, налоговым органом согласно положениям пункта 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ взыскание недоимки осуществляется, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как установлено судами, в связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование Управлением фонда 13.02.2017 в Инспекцию была передана информация о задолженности Общества по страховым взносам и пеням, а также информация о принятых Управлением фонда мерах по взысканию данной задолженности.
Полученная от Управления фонда информация однозначно свидетельствовала о том, что органом Пенсионного фонда Российской Федерации меры принудительного взыскания с Общества задолженности по страховым взносам и пеням были осуществлены в полном объеме.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Инспекцией правовых оснований для вынесения повторных постановлений о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пеням за счет имущества плательщика страховых взносов.
Доводы налогового органа о том, что оспариваемые Обществом в рамках настоящего дела постановления вынесены Инспекцией информативно, не содержат подписей и печатей, распечатаны из информационных ресурсов налогового органа, сформированы на основании полученных из Управления фонда сведений и представлены в дело о банкротстве с целью информирования суда о суммах имеющейся у Общества задолженности, были предметом рассмотрения и оценки судов.
Проанализировав содержание постановлений от 13.02.2017 N 7838088 011 14 СП 0067382, 7838088 011 14 СП 0067370, 7838088 011 14 СП 0067366, 7838088 011 14 СП 0067353 и 7838088 011 14 СП 0088390 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка), суды указали, что данные постановления не могут быть признаны информационным сообщением о наличии задолженности.
Приведенные Инспекцией в кассационной жалобе аргументы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Судами обоснованно учтено, что согласно пункту 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" в силу положений статьи 47 НК РФ и статьи 20 Закона N 212-ФЗ, а также применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления налоговых органов (органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) о взыскании налогов (страховых взносов) за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
В рассматриваемом случае предусмотренный статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" шестимесячный срок для предъявления в службу судебных приставов исполнителей постановлений Управления фонда о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 18.09.2013 N 088 011 13 СП 0088390, от 18.08.2014 N 088 011 14 СП 0067353, 088 011 14 СП 0067370, 088 011 14 СП 0067366 и 088 011 14 СП 0067382 истек 18.03.2014 и 18.02.2015 соответственно.
Как правомерно отметили суды, ни закон N 250-ФЗ, ни Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают возможности с целью информирования суда либо организации повторного вынесения постановлений о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням за счет имущества организации на основании ранее принятых Управлением фонда постановлений, срок предъявления к исполнению которых истек.
Все доводы кассационной жалобы повторяют позицию налогового органа по делу, по существу направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций указанные доводы получили надлежащую правовую оценку, основания не согласиться с которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов по настоящему делу, не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 по делу N А56-90143/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае предусмотренный статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" шестимесячный срок для предъявления в службу судебных приставов исполнителей постановлений Управления фонда о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 18.09.2013 N 088 011 13 СП 0088390, от 18.08.2014 N 088 011 14 СП 0067353, 088 011 14 СП 0067370, 088 011 14 СП 0067366 и 088 011 14 СП 0067382 истек 18.03.2014 и 18.02.2015 соответственно.
Как правомерно отметили суды, ни закон N 250-ФЗ, ни Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают возможности с целью информирования суда либо организации повторного вынесения постановлений о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням за счет имущества организации на основании ранее принятых Управлением фонда постановлений, срок предъявления к исполнению которых истек."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2019 г. N Ф07-4589/19 по делу N А56-90143/2018