21 мая 2019 г. |
Дело N А21-6485/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 21.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная топливная компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2018 (судья Широченко Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу N А21-6485/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная топливная компания" (место нахождения: Калининград, Московский пр., д. 182, лит. Г, оф. 329; ОГРН 1113926040690; ИНН 3915503238; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (место нахождения: Калининград, ул. Д.Донского, д. 1; ОГРН 1153926037165; ИНН 3906976260; далее - Министерство) от 14.12.2017 N 192 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 29.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.01.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.06.2016 Обществу на срок до 01.12.2026 выдана лицензия на пользование недрами КЛГ 80056 ТЭ с целью разведки и добычи песка строительного на месторождении "Дворки" на участке недр в виде горного отвода.
Неотъемлемой частью лицензии является договор об условиях пользования недрами, в соответствии с пунктом 12 которого Общество обязано представлять в Министерство геологическая отчетность по форме N 5-ГР ежегодно в срок до 5 февраля, по форме N 2-ТП ежегодно, в срок до 1 февраля, по форме N 70-тп ежегодно, в срок до 25 января.
Согласно пункту 14 договора на Общество возложена обязанность заключить с администрацией муниципального образования "Гурьевский городской округ" в срок до 01.07.2017 соглашение об осуществлении взаимодействия на основании социально-экономического соглашения, заверенную копию которого представить в Министерство, до начала проведения геологоразведочных работ стадии разведки месторождения привести земельные отношения в соответствие с действующим законодательством, информировать Министерство об изменении сведений о пользователе недр в течение 15 дней с даты внесения таких изменений.
Калининградской межрайонной природоохранной прокуратурой при проверке законности добычи общераспространенных полезных ископаемых на указанном месторождении 27.09.2017 установлено, что геологическую отчетность по формам N 5-ГР, N 2-ТП, N 70-тп, а также информацию об изменении с 22.08.2016 места нахождения по состоянию на 09.10.2017 Общество не представило; соглашение об осуществлении взаимодействия заключено с администрацией муниципального образования "Гурьевский городской округ" 01.08.2017.
При этом Общество в отсутствие технического проекта проводит вскрышные работы, добычу песка с помощью земснаряда, отгрузку песка в автосамосвалы с последующей транспортировкой за пределы территории карьера, а земельные отношения в соответствие с действующим законодательством не приведены - земельные участки с кадастровыми номерами 39:03:071015:171, 39:03:071015:168, 39:03:071015:11, 39:03:071015:10, 39:03:071015:173, 39:03:071015:172 в категорию земель специального назначения для разведки и добычи песка строительного не переведены.
По факту пользования Обществом недрами в отсутствие технического проекта и с нарушением условий, предусмотренных лицензией, постановлением Калининградского межрайонного природоохранного прокурора от 26.10.2017 в отношении него возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением Министерства от 14.12.2017 N 192 Общество признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Общество, не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 22 Закона предусмотрена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2).
В силу статьи 23.2 Закона разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество осуществляет пользование недрами в отсутствие технического проекта и с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами - геологическая отчетность по формам N 5-ГР, N 2-ТП, N 70-тп и информация об изменении с 22.08.2016 места нахождения в Министерство в установленные сроки не представлены; с администрацией муниципального образования "Гурьевский городской округ" соглашение об осуществлении взаимодействия заключено несвоевременно; используемые земельные участки не переведены в категорию земель специального назначения для разведки и добычи песка строительного.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом упомянутых требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 по делу N А21-6485/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная топливная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.