29 мая 2019 г. |
Дело N А66-16730/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 27.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Смена" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.11.2018 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А66-16730/2018,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Смена" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу, место нахождения: 172007, Тверская обл., г. Торжок, Калининское ш., д. 25, ОГРН 1026901918966, ИНН 6915000173 (далее - ФГКУ комбинат "Смена", Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области, место нахождения: 170034, Тверская обл., г. Тверь, ул. Дарвина, д. 12, ОГРН 1046900092293, ИНН 6901066135 (далее - ГУ МЧС, Управление), о признании недействительным предписания от 28.08.2018 N 3/1/3.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.02.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГКУ комбинат "Смена" просит отменить решение суда первой инстанции от 15.11.2018 и постановление апелляционного суда от 26.02.2019 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учреждение указывает, что его основная деятельность - обслуживание запасов государственного резерва и лицензированию не подлежит; весь комплекс работ по обеспечению противопожарной безопасности проводится собственными силами квалифицированным персоналом; ранее проведенными проверками аналогичных нарушений не выявлено.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 26.07.2018 N 3 должностным лицом Управления в целях контроля соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в соответствии с ежегодным планом проведения проверок в период с 21.08.2018 по 28.08.2018 была осуществлена плановая выездная проверка ФГКУ комбинат "Смена" по адресу: Тверская область, г. Торжок, Калининское шоссе, д. 25.
В ходе проверки выявлены нарушения:
- пункта 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ, Закон о лицензировании), пунктов 55, 63 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Постановление N 390), Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (далее - Постановление N 957), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Постановление N 1225) (пункты 2, 3, 5 приложения), а именно: не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, источников наружного противопожарного водоснабжения, внутреннего противопожарного водопровода организацией, имеющей на данный вид деятельности лицензию МЧС России.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 28.08.2018 N 3.
Учреждению выдано предписание от 28.08.2018 N 3/1/3 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в соответствии с которым Учреждению надлежало устранить выявленное нарушение в срок до 01.02.2019.
Не согласившись с законностью предписания, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявления, пришли к выводу об отсутствии в оспоренном предписании необоснованных требований в отношении заявителя, согласились с позицией Управления о возможности привлечения для исполнения обязанностей по обслуживанию систем противопожарной защиты специализированных организаций.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входят в том числе:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (пункты 1 - 5 Приложения к Постановлению N 1225).
В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденным Постановлением N 957, лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляет МЧС России.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии с пунктом 3.1 Свода правил СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178, под источниками наружного противопожарного водоснабжения понимаются наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения.
Требования пожарной безопасности к системам внутреннего противопожарного водопровода регламентируются Сводом правил СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденным приказом МЧС России от 25.03.2009 N 180.
Суды установили, что на территории ФГКУ комбинат "Смена" имеется наружный водопровод, который, согласно позиции Учреждения, является хозяйственно-бытовым. Однако наличие пожарных гидрантов, установленных на данном водопроводе, свидетельствует об использовании последнего в целях наружного пожаротушения объектов Учреждения. Техническое обслуживание и ремонт указанного объекта, как и внутреннего противопожарного водопровода, должно осуществляться организацией, имеющей на данный вид деятельности лицензию МЧС России.
Учреждение, ссылаясь на то, что его основная деятельность по обеспечению государственного резерва не является коммерческой и не подлежит лицензированию, не учитывает положения Закона N 99-ФЗ, согласно которым требования лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений носят общий характер и распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Довод ФГКУ комбинат "Смена" о том, что в его штате имеется работник по ремонту и обслуживанию систем пожарной автоматики, поэтому привлечение организации, имеющей на данный вид деятельности лицензию МЧС России, не требуется, суды правомерно отклонили как противоречащий приведенным выше нормативным положениям.
Суды верно констатировали, что в силу действующего законодательства, в частности пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", не подлежит лицензированию деятельность организаций системы государственного резерва только в части формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва.
При этом суды верно отметили, что оспоренным предписанием на само Учреждение не возложена обязанность по получению лицензии МЧС России на осуществление спорных видов деятельности. Предписанием возлагается обязанность по обеспечению обслуживания и ремонта систем противопожарной защиты специализированной организацией, имеющей лицензию МЧС России на данный вид деятельности. Как указало Управление, для обслуживания отдельных автоматических систем противопожарной защиты склада N 8 Учреждением заключен государственный контракт от 12.03.2018 с организацией, имеющей соответствующую лицензию.
На основании вышеизложенного оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано Управлением в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
В силу освобождения заявителя от уплаты государственной пошлины по статье 17 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" ему надлежит возвратить государственную пошлину, уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил: | ||||||||
решение Арбитражного суда Тверской области от 15.11.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 по делу N А66-16730/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Смена" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу - без удовлетворения. Возвратить федеральному государственному казенному учреждению комбинат "Смена" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу, место нахождения: 172007, Тверская область, город Торжок, Калининское шоссе, дом 25, ОГРН 1026901918966, ИНН 6915000173, из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 25.03.2019 N 345386. | ||||||||
|
|
|||||||
|
Судьи |
Алешкевич О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.1 Свода правил СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178, под источниками наружного противопожарного водоснабжения понимаются наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения.
Требования пожарной безопасности к системам внутреннего противопожарного водопровода регламентируются Сводом правил СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденным приказом МЧС России от 25.03.2009 N 180.
...
Суды верно констатировали, что в силу действующего законодательства, в частности пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", не подлежит лицензированию деятельность организаций системы государственного резерва только в части формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва.
...
В силу освобождения заявителя от уплаты государственной пошлины по статье 17 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" ему надлежит возвратить государственную пошлину, уплаченную при подаче кассационной жалобы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2019 г. N Ф07-5428/19 по делу N А66-16730/2018