30 мая 2019 г. |
Дело N А56-79641/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме" Чечеткина И.А. (доверенность от 28.12.2018), от Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга Глазунова Е.А. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 29.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2018 (судья Катарыгина В.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу N А56-79641/2018,
установил:
Некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", ОГРН 1137800010413, ИНН 7840290890, (далее - Организация, Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга (далее - Комитет) N 11-10-3210/18-0-0 от 01.06.2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 14.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.02.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, отсутствует вина Фонда в несвоевременном возврате неиспользованного остатка субсидии, поскольку задержка выполнения работ произошла по обстоятельствам, не зависящим от Фонда и подрядчика, и до момента подписания исполнительной сметы (14.02.2017) Фонд не знал об уменьшении стоимости работ. Кроме того, судом апелляционной инстанции был проигнорирован довод Фонда о необходимости расчета размера штрафа не от всей суммы предоставленной субсидии, а только от той части субсидии, по которой имеют место нарушения условий ее предоставления. Фонд также полагает, что допущенное правонарушение подпадает под признаки малозначительного.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы, а представитель Комитета отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов рассмотрена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Распоряжением первого заместителя Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 28.11.2016 N 2051-р Фонду предоставлена субсидия за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере 10 438 766,73 руб. на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, д. 15, лит. А; г. Сестрорецк, Приморское шоссе, д. 270, лит. А; г. Сестрорецк, ул. Токарева, д. 1, лит. А; г. Сестрорецк, ул. Токарева, д. 15, лит. А.
В этот же день между Жилищным комитетом Санкт-Петербурга и Фондом заключен договор N 0646-фкр, в соответствии с которым Фонду предоставлена субсидия в размере 10 438 766,73 руб.
Затем, 21.12.2016 в указанное Распоряжение внесено изменение, в соответствии с которым Фонду предоставлена субсидия в размере 10 643 165,32 руб.
Согласно пункту 6.6 договора не использованный в установленном порядке остаток субсидии подлежит возврату в текущем финансовом году.
Между Фондом и ООО "Санкт-Петербургский Лифтовой Завод" заключен договор 21.11.2016 N 10/л/18/2016 на оказание услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту (или замене) лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, и (или) ремонту лифтовых шахт в многоквартирном доме (далее - Договор N 10/л/18/2016).
Приложением N 1 к договору утвержден перечень объектов и видов работ по капитальному ремонту (или замене) лифтового оборудования, куда включены следующие адреса: г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, д. 15, лит. А; г. Сестрорецк, Приморское шоссе, д. 270, лит. А; г. Сестрорецк, ул. Токарева, д. 1, лит. А; г. Сестрорецк, ул. Токарева, д. 15, лит. А.
Работы по капитальному ремонту лифтового оборудования выполнены 21.12.2016.
Согласно п. 5.1.3 Договора N 10/л/18/2016 Фонд обеспечивает контроль в течение всего периода выполнения работ.
Комитет полагает, что с учетом пункта 5.1.3 Договора N 10/л/18/2016 у Фонда имелась реальная возможность обеспечить контроль за ходом выполнения работ по указанным адресам, в том числе получения информации о невозможности выполнения работ до 31.12.2016, и следовательно, принять меры к своевременному возвращению неиспользованного остатка субсидии в бюджет Санкт-Петербурга.
В нарушение условий средства субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в срок, установленный Договором, не возвращены, в связи с чем постановлением N 11-10-3210/18-0-0 от 01.06.2018 Фонд привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Данное постановление оспорено Фондом в судебном порядке.
Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявления, поскольку пришли к выводу о наличии события административного правонарушения и вины Фонда в его совершении.
В соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Законом Санкт-Петербурга от 25.11.2015 N 747-145 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" утверждены объемы предоставления субсидии на финансирование выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, включенных в региональную программу капитального ремонта.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 1195 утвержден Порядок предоставления в 2016 году субсидий на финансирование оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге (далее - Порядок).
Согласно пункту 6.5 приложения N 3 Порядка одним из условий предоставления субсидий является возврат получателями субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в срок, определенный договором о предоставлении субсидии, остатка субсидии, не использованного в установленный договором срок.
Как следует из материалов дела, Фонд не оспаривает факт невозвращения неиспользованного остатка субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в срок, установленный Договором.
С учетом изложенного суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии события и состава административного правонарушения по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Доводы Фонда относительно отсутствия его вины рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены, поскольку в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии Фондом всех необходимых и достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства и возвращению неиспользованного остатка субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в установленный срок. Чрезвычайных обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, способствовавших совершению правонарушения, судами также не выявлено.
Довод подателя жалобы о малозначительности правонарушения также рассмотрен судами обеих инстанций с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе ее податель также указывает, что назначенное Фонду наказание не отвечает принципам разумности и справедливости и не соответствует тяжести совершенного правонарушения.
Как следует из обжалуемых судебных актов, размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в минимальном размере санкции части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ - 2 процента от суммы полученной субсидии.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N 305-АД18-14921, при толковании части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ следует исходить из того, что установленные в ней санкции должны исчисляться только от той части субсидии, по которой имеют место нарушения условия ее предоставления.
При этом суды обеих инстанций не исследовали и не устанавливали конкретный размер субсидии, по которой имеются нарушения условия ее предоставления.
На основании изложенного судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, дать правовую оценку доводам сторон, после чего, сделав вывод о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения заявления, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 по делу N А56-79641/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод подателя жалобы о малозначительности правонарушения также рассмотрен судами обеих инстанций с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
...
Как следует из обжалуемых судебных актов, размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в минимальном размере санкции части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ - 2 процента от суммы полученной субсидии.
...
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N 305-АД18-14921, при толковании части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ следует исходить из того, что установленные в ней санкции должны исчисляться только от той части субсидии, по которой имеют место нарушения условия ее предоставления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2019 г. N Ф07-5031/19 по делу N А56-79641/2018