31 мая 2019 г. |
Дело N А52-2571/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от Псковской таможни Волковой С.В. (доверенность от 04.03.2019), Ампелонского С.И. (доверенность от 22.05.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 14.11.2018 (судья Судакова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А52-2571/2018,
установил:
Псковская таможня, место нахождения: 180000, г. Псков, ул. Воровского, д. 20, ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031, обратилась в Арбитражный суд Псковской области с иском к Администрации Себежского района, место нахождения: 182250, Псковская обл., Себежский р-н, г. Себеж, ул. 7 Ноября, д. 2, ОГРН 1026002942316, ИНН 6022001898, (далее - Администрация района), об обязании принять в муниципальную собственность объект недвижимого имущества - закрытую трансформаторную подстанцию ЗТП-400-10/0,4 (по адресу: Псковская обл., Себежский р-н, ГП "Себеж", дер. Креково, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областям, место нахождения: 173004, Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 6, ОГРН 1095321003030, ИНН 5321134051 (далее - МТУ Росимущества), открытое акционерное общество "Псковэнергосбыт", место нахождения: 180004, г. Псков, ул. Заводская, д. 24, ОГРН 1046000314238, ИНН 6027084016, публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Компания).
Определением от 02.08.2018 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию городского поселения "Себеж", место нахождения: 182250, Псковская обл., Себежский р-н, г. Себеж, ул. 7 Ноября, д. 2, ОГРН 1066009001365, ИНН 6022008886 (далее - Администрация поселения).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 14.11.2018 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Псковская таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 14.11.2018 и постановление от 05.02.2019, принять новый судебный акт.
Податель жалобы выражает несогласие с выводами судов относительно несоблюдения порядка передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность, недоказанности оснований для передачи имущества в муниципальную собственность.
В судебном заседании представители Псковской таможни поддержали доводы кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, нежилое здание - электрическая трансформаторная подстанция общей площадью 21,2 кв.м, расположенное по адресу: Псковская обл., Себежский р-н, ГП "Себеж", дер. Креково, д. б/н (закрытая трансформаторная подстанция ЗТП-400-10/0,4) находится в собственности Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.04.2017 на спорный объект зарегистрировано право оперативного управления Псковской таможни.
С целью передачи трансформаторной подстанции в муниципальную собственность Псковская таможня неоднократно обращалась к Администрации района с просьбой рассмотреть соответствующий вопрос.
Ссылаясь на то, что спорная трансформаторная подстанция относится к категории имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, а также на неосуществление Администрацией района необходимых мер по приемке спорного объекта в муниципальную собственность, Псковская таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о несоблюдении предусмотренного статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) порядка передачи имущества, не установил достаточных оснований для понуждения Администрации района к принятию спорного объекта, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация в границах поселения электроснабжения относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно статье 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Основания и порядок передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность определены частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с положениями названной нормы имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной при проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определении от 07.12.2006 N 542-О, определении от 04.12.2007 N 828-О-П, положения названной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также было принято определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании установленных по делу обстоятельств пришли к выводу о том, что у Администрации имелись обоснованные возражения относительно принятия спорного имущества, поскольку спорный объект находится в неудовлетворительном (аварийном) состоянии, что подтверждается актами обследования здания и оборудования спорной подстанции от 28.08.2013, 07.12.2017, письмом Компании от 25.10.2018.
Суды учли представленные Администрацией района сведения о принятии мер, направленных на решение вопросов местного самоуправления в области организации энергоснабжения, связанных со строительством нового объекта, и посчитали, что в данном случае использование спорного объекта как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения истцом не доказана.
Дав оценку отсутствию доказательств согласования с Администрацией района передачи спорного объекта в муниципальную собственность, признав обоснованными возражения муниципального образования против принятия его принятия, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении иска.
Поскольку нормы права применены судами правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 14.11.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по делу N А52-2571/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Основания и порядок передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность определены частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной при проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определении от 07.12.2006 N 542-О, определении от 04.12.2007 N 828-О-П, положения названной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2019 г. N Ф07-4767/19 по делу N А52-2571/2018