31 мая 2019 г. |
Дело N А26-9627/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 21.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Надвоицкая управляющая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.11.2018 (судья Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу N А26-9627/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Надвоицкая управляющая компания" (место нахождения: Республика Карелия, г. Сегежа, ул. Мира, д. 14, оф. 2; ОГРН 1151001007112; ИНН 1006013216; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4; ОГРН 1091001011265; ИНН 1001225288; далее - Комитет) от 06.08.2018 N ЛК 040/155/2202 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 09.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.02.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, предписание в оспариваемой части содержит неправомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитетом на основании обращения гражданина, проживающего в многоквартирном доме по адресу: Республика Карелия, п.г.т. Надвоицы, ул. Спиридонова, д. 9, а также распоряжения от 10.07.2018 N ЛК 040/13-21/Р/2084 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении управления указанным многоквартирным домом.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 06.08.2018, что управляющей организацией в составе платы за содержание общего имущества начислена плата за вывоз ТБО в мае и июне 2018 года, а также плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО в июне 2018 года, тогда как указанные услуги Обществом не предоставляются.
Об устранении выявленных нарушений Комитет направил Обществу предписание от 06.08.2018 N ЛК 040/155/2202, которым предложил в течение 20 дней выполнить всем собственникам помещений указанного дома корректировку платы за содержание общего имущества за май, июнь 2018 года, исключив плату за вывоз ТБО из состава платежей (пункт 1).
Общество, не согласившись с предписанием в указанной части, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что предписание в оспариваемой части содержит правомерные требования, отказал в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса).
В силу части 1 статьи 45 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.
Как предусмотрено частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (пункт 2); порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (пункт 3).
В пункте 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме (протокол от 10.07.2015 N 9) утверждена плата за содержание и ремонт общего имущества дома в размере 18 руб. 89 коп. за 1 кв.м. Из приложения к договору следует, что указанный размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома включает в себя плату за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в размере 2 руб. 34 коп. за 1 кв.м.
Судами также установлено, что с 01.05.2018 на территории Республики Карелия региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс", с которым Общество соответствующий договор не заключило.
Приняв во внимание, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТБО с 01.05.2018 является региональный оператор, суды пришли к выводу, что Обществом в составе платы за содержание общего имущества плата за вывоз ТБО в мае и июне 2018 года начислена неправомерно.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии пункта 1 предписания Комитета требованиям жилищного законодательства, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 по делу N А26-9627/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Надвоицкая управляющая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2019 г. N Ф07-3183/19 по делу N А26-9627/2018
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3183/19
21.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3183/19
12.02.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34978/18
09.11.2018 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-9627/18