03 июня 2019 г. |
Дело N А05-8165/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.06.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от Правительства Архангельской области от Барановой М.В. (доверенность от 09.06.2018), от общества с ограниченной ответственностью "Двинской леспромхоз" Ереминой О.А. (доверенность от 22.08.2018) и Нечаева О.Д. (доверенность от 22.08.2018), от прокуратуры Архангельской области от Котовой Е.А. и Кузнецовой Я.В.,
рассмотрев 28.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.11.2018 (судья Булатова Т.Ц.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 (судьи Холминов А.А., Кутузова И.В., Тарасова О.А.) по делу N А05-8165/2018,
установил:
Заместитель прокурора Архангельской области, место нахождения: город Архангельск, Новгородский проспект, дом 15, ОГРН 1022900513063, ИНН 2901052689 (далее - Прокуратура), обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство) и обществу с ограниченной ответственностью "Двинской леспромхоз", место нахождения: Архангельская область, Холмогорский район, поселок Двинской, Комсомольская улица, дом 15/а, ОГРН 1102901004910, ИНН 2923006206 (далее - ООО "Двинской леспромхоз"), о признании недействительной сделки по согласованию размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 год, оформленной измененным протоколом согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 год, не имеющим номера и даты (приложение N 4 к договору аренды лесных участков от 07.11.2008 N 542).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Правительство Архангельской области (далее - Правительство), общество с ограниченной ответственностью "Регион-лес" (далее - ООО "Регион-лес") и общество с ограниченной ответственностью "Форест" (далее - ООО "Форест").
Решением суда первой инстанции от 29.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.02.2019, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Прокуратура, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представители Прокуратуры поддержали доводы, изложенные в жалобе, а представители Правительства и ООО "Двинской леспромхоз", ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела и установлено судами, в газете "Правда Севера" N 217 (24703) от 23.11.2004 опубликовано извещение Агентства лесного хозяйства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о проведении лесного конкурса на право аренды лесного участка. В этом извещении содержалось условие передачи участков лесного фонда в аренду - выигрыш конкурса. Организатор и победитель конкурса подписывают в день его проведения протокол о результатах лесного конкурса. Условия, отраженные в этом протоколе, включаются в договор аренды и являются обязательными для выполнения.
На основании протокола о результатах лесного конкурса по передаче лесных ресурсов в аренду от 24.12.2004 N 399 между Березниковским лесхозом и ООО "Форест" заключен договор аренды участков лесного фонда от 17.01.2005 N 48.
Согласно пункту 5.2 данного договора, арендная плата на момент подписания настоящего договора устанавливается в размере 770 214 руб. за весь расчетный ежегодный объем пользования 13 700 м куб или 56,22 руб. за обезличенный кубометр, в том числе рассчитанный по минимальным ставкам лесных податей 439 359 руб. В протоколе согласования цены арендной платы (приложение к договору аренды), стороны также установили, что арендная плата в части превышения минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, перечисляются в бюджет Архангельской области.
По заявлению арендатора - ООО "Форест" о приведении заключенного ранее договора аренды лесного участка в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) между Департаментом лесного хозяйства Архангельской области и ООО "Форест" заключен договор аренды лесных участков от 07.11.2008 N 542 (далее - Договор N 542).
Согласно пункту 2.2 данного Договора годовой размер арендной платы за пользование лесным участком с изъятием лесных ресурсов устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
При этом пунктом 2.5 данного Договора N 542 установлено, что размер годовой арендной платы рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения N 4.
Соглашением от 28.12.2015 N 4 к Договору N 542 произведена замена арендатора с ООО "Форест" на ООО "Двинской леспромхоз".
Сторонами Договора N 542 коэффициент превышения по договоренности сторон установлен на 2016 год в размере 1,0. Это оформлено измененным Протоколом согласования размера арендной платы и порядка ее внесения с ООО "Двинской леспромхоз" на 2016 год (без номера и без даты). При этом стороны обосновали снижение коэффициента превышения заключением Соглашения о взаимодействии между Правительством и ООО "Регион-лес" от 04.08.2015 N 02-21/82.
Прокурор, посчитав, что названный протокол согласования размера арендной платы и порядка ее внесения с ООО "Двинской леспромхоз" на 2016 год в части изменения коэффициента превышения по спорному договору противоречит части 2 статьи 74 ЛК РФ и является ничтожной сделкой, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310).
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
На момент проведения лесного конкурса и заключения по его результатам договора аренды от 17.01.2005 N 48 действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 (далее - Лесной кодекс 1997 года).
Согласно статье 34 Лесного кодекса 1997 года и пункту 7 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (далее - Положение об аренде) участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают составы комиссий по проведению лесных конкурсов. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в порядке, определяемом указанным федеральным органом, в соответствии с Лесным кодексом и гражданским законодательством. Информация о проведении лесных конкурсов публикуется в средствах массовой информации (пункт 13 Положения об аренде).
Гражданин или юридическое лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса. На основании протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка лесного фонда (пункт 14 Положения об аренде).
Договором от 17.01.2005 N 48 установлено, что арендная плата состоит из двух частей: первая часть устанавливается в размере действующих на момент внесения платежей минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и поступает в федеральный бюджет; вторая часть арендной платы устанавливается органами государственной власти Архангельской области в размере превышения над минимальными ставками и поступает в бюджет субъекта Российской Федерации.
Таким образом, указанным договором предусмотрено, что арендные платежи состоят из минимального размера арендной платы и платы за пользование лесом, превышающей минимальный размер.
ЛК РФ введен в действие с 01.01.2007 статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Как следует из пункта 10 Порядка, при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением N 310 (пункт 11 Порядка).
По смыслу статьи 74 ЛК РФ (в редакции на 13.05.2008) приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Из приведенных норм права следует, что учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам Лесного кодекса 1997 года, в соответствие с новым Лесным кодексом.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
В пункте 18 упомянутого постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер этой платы определяется по результатам проведения торгов.
Следовательно, при переоформлении договора от 17.01.2005 N 48, в связи с вступлением в силу нового Лесного кодекса, для договора 07.11.2008 N 542 должны быть сохранены условия о расчете арендной платы который существовал на период переоформления этого договора.
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Поскольку в данном случае внесение изменений в договор осуществлено в отсутствие решения суда, следовательно, соглашение об изменении размера арендной платы заключено сторонами в нарушение положений части 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии у судов оснований для отказа Прокуратуре в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
На основании изложенного суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по делу решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Прокуратуры в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в трех инстанциях в силу статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на Министерство и ООО "Двинской леспромхоз".
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.11.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 по делу N А05-8165/2018 отменить.
Признать недействительной заключенную между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и обществом с ограниченной ответственностью "Двинской леспромхоз" сделку по согласованию размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 год, оформленную измененным протоколом согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 год, не имеющим номера и даты (приложение N 4 к договору аренды лесных участков от 07.11.2008 N 542).
Взыскать с Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111, в доход федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Двинской леспромхоз", место нахождения: Архангельская обл., Холмогорский район, поселок Двинской, ул. Комсомольская, д. 15/а, ОГРН 1102901004910, ИНН 2923006206, в доход федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Поскольку в данном случае внесение изменений в договор осуществлено в отсутствие решения суда, следовательно, соглашение об изменении размера арендной платы заключено сторонами в нарушение положений части 3 статьи 74.1 ЛК РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2019 г. N Ф07-3617/19 по делу N А05-8165/2018