03 июня 2019 г. |
Дело N А56-24506/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпинском районе Санкт-Петербурга Гришуковой Н.Л. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 30.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпинском районе Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 по делу N А56-24506/2018 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпинском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 196655, Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Труда, д. 14а, ОГРН 1027808749374, ИНН 7817040500 (далее - Фонд), обратилось в арбитражный суд с заявлением к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Родильный дом N 1 (специализированный)", место нахождения: 199178, Санкт-Петербург, пр. Большой В.О., д. 49-51, ОГРН 1037800018068, ИНН 7801020964, (далее - Учреждение), с требованием о взыскании 4404 руб. 48 коп. убытков, возникших в результате переплаты пенсии вследствие непредставления в установленные сроки сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 199406, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 27а, ОГРН 1027800542440, ИНН 7801202570, общество с ограниченной ответственностью "Мединфоплюс", место нахождения: 196641, Санкт-Петербург, пос. Металлстрой, дорога на Металлстрой, д. 5а, пом. 22Н, ОГРН 1047855152718, ИНН 7817301311 (далее - ООО "Мединфоплюс"), Каменева Нина Анатольевна.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2018 требования Фонда удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 решение суда первой инстанции изменено, с Учреждения в пользу Фонда взыскан ущерб в сумме 550 руб. 56 коп.; в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, материалами дела подтверждается причинно-следственная связь между виновными действиями Учреждения, выразившимися в непредставлении в установленный срок индивидуальных сведений за июль 2016 года, и возникшими убытками в заявленном размере, которые причинены бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации. Своевременное представление сведений в отношении Каменевой Н.А за август 2016 года и последующие за ним месяцы, где получатель пенсионных выплат числилась работающей, как указывает Фонд, не имеет правового значения в рассматриваемом случае. Увеличенный неработающему в июле 2016 года пенсионеру размер страховой пенсии не подлежал изменению и выплачивался в проиндексированном размере вплоть до того времени, пока Учреждением 10.04.2017 не были представлены сведения о работе получателя пенсионных выплат и пока Фонду не стало известно о работе застрахованного лица в июле 2016 года. Фонд также обращает внимание на то, что апелляционный суд не указал, каким образом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, выплачивающий застрахованному лицу пенсию, мог узнать, работало застрахованное лицо в отчетный период или было уволено, представил страхователь на работающего у него пенсионера отчетность или нет. Также податель жалобы считает, что установленные судом первой инстанции обстоятельства, послужившие основанием для удовлетворения заявленных требований Фонда, не были учтены судом апелляционной инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Учреждение, ООО "Мединфоплюс", Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Каменевой Нине Анатольевне, осуществляющей трудовую деятельность в Учреждении, на основании заявления назначена выплата страховой пенсии по старости.
Из составленного Фондом протокола от 08.09.2017 N 46 видно, что контролирующим органом выявлен факт излишней выплаты индексированной страховой пенсии сотруднику Учреждения Каменевой Н.А. за период с 01.10.2016 по 31.07.2017 в общей сумме 4 404 руб. 48 коп.
По мнению Фонда, переплата пенсии Каменевой Н.А. как работающему пенсионеру произошла по причине несвоевременного представления Учреждением сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года, которые поступили от страхователя лишь 10.04.2017, о чем свидетельствует извещение о доставке формы СЗВ-М и протокол проверки отчетности страхователя.
Отсутствие у Фонда сведений об осуществлении трудовой деятельности пенсионерки Каменевой Н.А. в Учреждении в июле 2016 года повлекло за собой необоснованное начисление ей пенсии с учетом индексации.
Поскольку несвоевременное представление Учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июль 2016 года повлекло неправомерную выплату пенсии Каменевой Н.А. в завышенном размере, что привело к возникновению материального ущерба, Фонд письмом от 18.09.2017 N 9991/03 уведомил страхователя о данном обстоятельстве и потребовал возместить убытки.
Поскольку добровольно Учреждение убытки не возместило, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционный инстанции изменил решение суда первой инстанции, удовлетворил требования Фонда частично, признав их обоснованными в сумме 550 руб. 56 коп., исходя из обоюдной вины Фонда и Учреждения в причинении убытков. В удовлетворении остальной части требований Фонду отказано.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1082 ГК РФ, пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, суд апелляционной инстанций пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между предоставленными работодателем недостоверными сведениями за июль 2016 года и понесенными Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии за период с 01.11.2016, в связи с чем взыскал в пользу Фонда ущерб в виде пенсии в повышенном размере только за октябрь 2016 года в сумме 550 руб. 56 коп., отказав в остальной части в удовлетворении требований.
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ.
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судами, спорные сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года Учреждение представило 10.04.2017, то есть с нарушением установленного законом срока. Однако указанные сведения за август 2016 года и последующие периоды предоставлялись страхователем своевременно.
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Из приведенных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
В рассматриваемом случае Управление ссылается на то, что в связи с несвоевременным предоставлением Учреждением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года пенсионеру Каменевой Н.А. с октября 2016 года осуществлялась выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации.
Между тем, сведения за период с сентября 2016 года по указанной форме предоставлялись страхователем своевременно.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга информация о непоступлении сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года доведена до сведения Учреждения 07.04.2017 по телефону.
В этой связи отчет по форме СЗВ-М за июль 2016 года был вновь направлен Учреждением третьему лицу лишь 07.04.2017.
Вместе с тем об осуществлении трудовой деятельности пенсионерами территориальный орган Пенсионного фонда уведомляется страхователем не только в отчете по форме СЗВ-М, предоставляемой помесячно, но и в расчете формы РСВ-1, предоставляемой ежеквартально.
Расчет по форме РСВ-1 предназначен для получения контролирующим органом информации о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по каждому застрахованному лицу и внесения этой информации на лицевые счета застрахованных лиц.
Установленный законом срок предоставления сведений по форме СЗВ-1 за июль 2016 года - не позднее 10.08.2016, срок предоставления расчета по форме РСВ-1 за третий квартал 2016 года - не позднее 15.11.2016 (в форме электронного документа - не позднее 20-го числа).
В данном случае судами установлено предоставление Учреждением расчета по форме РСВ-1 за третий квартал 2016 года в установленные сроки, что подателем жалобы не опровергнуто.
Из положений пункта 40 действовавшей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция) следует, что территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
Территориальные органы фонда имеют право требовать от страхователей и застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, в том числе по их учетным данным (пункт 68 Инструкции).
В силу пункта 69 Инструкции территориальные органы фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений в соответствии с настоящей Инструкцией.
Таким образом, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, осуществляющее контрольные функции в отношении страхователя, при неполучении от страхователя сведений за июль 2016 года по форме СЗВ-М, должно было с учетом предоставленной им отчетности за последующие периоды в разумный срок направить Учреждению требование о предоставлении спорной отчетности, влияющей на размер выплаты пенсии работающему пенсионеру.
Вместе с тем об этом обстоятельстве третье лицо уведомило Учреждение только 07.04.2017.
Учреждение, в свою очередь, также не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, не убедившись в фактическом поступлении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга отчетности по форме СЗВ-М за июль 2016 года, направленной 03.08.2016 по телекоммуникационным каналам связи.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ и, приняв во внимание факты своевременного направления Учреждением отчетности по форме СЗВ-М за июль 2016 года, ее неполучения третьим лицом по техническим причинам, своевременного предоставления страхователем отчетности по форме СЗВ-М за последующие периоды и по форме РСВ-1 - за отчетные периоды 2016 года, непринятие органом Пенсионного фонда Российской Федерации своевременных мер по уведомлению страхователя о непоступлении спорного отчета, а также с учетом того, что территориальные органы Пенсионного фонда входят в единую структуру Пенсионного фонда Российской Федерации, апелляционный суд признал, что перерасход средств на выплату трудовой пенсии Каменевой Н.А. произошел как по вине Учреждения, так и по вине контролирующего органа по месту учета страхователя.
В этой связи суд правомерно уменьшил размер убытков, подлежащих взысканию с ответчика, до размера излишней выплаты пенсии за один месяц.
При установленных судами обстоятельствах нарушения Учреждением срока предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета только за один месяц и наличия у контролирующего органа Пенсионного фонда на дату спорных выплат актуальных сведений, доводы Управления о наличии причинно-следственной связи между фактом причинения ущерба и действиями страхователя за весь период до 31.07.2017 не могут быть признаны обоснованными.
Как правильно отметил апелляционный суд, Фонд был не лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за август 2016 года, полученных в сентябре 2016 года, уже в ноябре 2016 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии. Фактически прекратить выплату индексации Фонд имел возможность с 01.11.2016, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и приведенных выше пунктов 86, 88 и 90 Правил.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция соглашается с выводами апелляционного суда о том, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на Общество ответственности в виде возмещения убытков, возникших за период с 01.11.2016 по 31.07.2017, Фондом в данном случае не доказана.
Приведенные в жалобе доводы Фонда не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм материального права, а по сути сводятся к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств дела.
Учитывая, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Фонда не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 по делу N А56-24506/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпинском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
...
Из положений пункта 40 действовавшей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция) следует, что территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2019 г. N Ф07-3968/19 по делу N А56-24506/2018