04 июня 2019 г. |
Дело N А56-24017/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" Суетновой-Багаевой Е.В. (доверенность от 31.01.2019),
от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" Голубкина П.С. (доверенность от 01.02.2019),
рассмотрев 03.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2018 (судья Золотарева Я.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2018 (судьи Смирнова Я.Г., Попова Н.М., Савина Е.В.) по делу N А56-24017/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго", место нахождения: 190098, Санкт-Петербург, улица Галерная, дом 20-22, литера А, ОГРН 1047833020058, ИНН 7838024362, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, место нахождения: 97101, Санкт-Петербург, улица Большая Монетная, дом 17-19, ОГРН 1027806894312, ИНН 7813047833, (далее - Администрация) о взыскании 23 517 руб. 66 коп. задолженности за декабрь 2017 года по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения (ГВС) от 01.01.2017 N 3225-1-17/13 в отношении нежилых помещений, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, улица Большая Пушкарская, дом 54, помещение 3-Н; улица Ординарная, дом 12, литер А, помещение 6-Н.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение) и общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" (далее - Компания).
Решением суда от 18.09.2018 исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.12.2018 решение суда от 18.09.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение. Податель жалобы указывает, что спорные нежилые помещения расположены в многоквартирном доме, в связи с чем, Администрация не уполномочена представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника по данным адресам. Истцом в свою очередь не были представлены доказательства того, что в спорный период потребителем тепловой энергии, отпущенной в спорные нежилые помещения, являлась Администрация.
В отзыве истец просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения, представитель Компании поддержал доводы кассационной жалобы.
Администрация и Учреждение о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что Общество направило в адрес Администрации подписанный со своей стороны договор теплоснабжения и горячего водоснабжения (ГВС) от 01.01.2017 N 3225-1-17/13 (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.1. Договора Общество (энергоснабжающая организация) обязуется подавать Администрации (абонент) через присоединенную сеть тепловую энергию и ГВС по адресам: улица Большая Пушкарская, дом 54, литера А, помещение 3Н, литера А, улица Гатчинская, дом 16, литера А, помещение часть 1Н (комната 2), улица Ординарная, дом 12, литера А, помещение 6Н.
Договор Администрацией подписан не был, протокол разногласий в адрес Общества не поступал.
Администрация осуществила фактическое потребление тепловой энергии за декабрь 2017 года на сумму 23 517 руб. 66 коп. в соответствии с представленными в материалы дела счетом-фактурой и расчетом фактического теплоотпуска.
Направленная Обществом в адрес Администрации претензия от 25.01.2018 N 0000041782 с требованием об уплате 23 517 руб. 66 коп. задолженности за полученную тепловую энергию оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил полностью.
Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
При рассмотрении настоящего дела суды обоснованно руководствовались статьями 125, 210, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Положением об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Из материалов дела следует, что за декабрь 2017 года Общество поставило в спорные нежилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах, и являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, тепловую энергию, задолженность по оплате которой составила 23 517 руб. 66 коп. Суды обоснованно указали, что отсутствие подписанного сторонами государственного контракта не освобождает ответчика от оплаты потребленного им ресурса.
При этом суды правомерно исходили из того, что лицом, обязанным оплатить задолженность в отношении спорных нежилых помещений, является Администрация.
Согласно пункту 3.14.1 Положения N 1098 администрация района Санкт-Петербурга осуществляет полномочия собственника государственного имущества Санкт-Петербурга, расположенного на территории района, в части обеспечения содержания нежилых зданий, а также помещений в таких зданиях, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договорам третьим лицам.
В соответствии с пунктом 4.23 Положения N 1098 администрация района Санкт-Петербурга осуществляет полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга в установленном порядке.
На основании пункта 3.14.2 Положения N 1098 администрация района уполномочена в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенных в нежилом здании, сооружении, при принятии решений о содержании и ремонте общего имущества в нежилом здании, сооружении.
В силу пункта 3.14.3 Положения N 1098 администрация района уполномочена в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенных в нежилом здании, сооружении, при принятии решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в нежилом здании, сооружении.
Администрация в материалы дела не представила доказательств того, что в декабре 2017 года спорные нежилые помещения были переданы в аренду третьим лицам.
При этом Общество в отсутствие заключенного с ним Договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды или ссуды. Поэтому в отсутствие Договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
В соответствии с подпунктом 1 части 3 статьи 158 БК РФ предусматривается, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
В силу распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2005 N 52-р "Об утверждении Положения о порядке представления интересов Санкт-Петербурга как собственника жилых или нежилых помещений в многоквартирных домах" интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме представляет Администрация района.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что именно на Администрацию, как на исполнительный орган государственной власти, ответственный за организацию содержания и обслуживания государственного жилищного и нежилого фонда, и выступающий в качестве главного распорядителя бюджетных средств по соответствующей статье расходов, возложена обязанность по оплате коммунальных услуг, содержанию и обслуживанию спорных нежилых помещений.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно посчитали Администрацию надлежащим ответчиком по иску.
Суды проверили расчет задолженности, представленный истцом и признали его соответствующим действующему законодательству. Ответчик документально расчет истца не опроверг, контррасчет не представил.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций правомерно удовлетворили иск.
Доводы, приведенные Администрацией в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2018 по делу N А56-24017/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев 03.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2018 (судья Золотарева Я.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2018 (судьи Смирнова Я.Г., Попова Н.М., Савина Е.В.) по делу N А56-24017/2018,
...
При рассмотрении настоящего дела суды обоснованно руководствовались статьями 125, 210, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Положением об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
...
В соответствии с подпунктом 1 части 3 статьи 158 БК РФ предусматривается, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2019 г. N Ф07-4973/19 по делу N А56-24017/2018