13 июня 2019 г. |
Дело N А56-67266/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Боровой А.А., Кравченко Т.В.,
при участии Козлова А.Н. (паспорт) от Макаренко В.И. представителя Лемешева Ф.С. (доверенность от 20.04.2018),
рассмотрев 10.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Козлова Алексея Никитича на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2018 (судья Кулаковская Ю.Э.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 (судьи Казарян К.Г., Копылова Л.С. Медведева И.Г.) по делу N А56-67266/2017,
установил:
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2017 общество с ограниченной ответственностью "Автономный дом", место нахождения: 194291, Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 41, кв. 157, ОГРН 1089847394504 (далее - Общество, должник), признано несостоятельным (банкротом), в отношении Общества открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, конкурсным управляющим утвержден Бабенко Иван Владимирович.
Конкурсный управляющий Бабенко И.В. 30.08.2018 обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении бывшего руководителя Общества Козлова Алексея Никитича к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в размере 431 530,67 руб.
Определением суда первой инстанции от 06.11.2018 заявление удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 указанное определение оставлено без изменения.
В поданной в электронном виде кассационной жалобе Козлов А.Н. просит отменить определение от 06.11.2018 и постановление от 05.02.2019, направить дело на новое рассмотрение, либо принять новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что Козлов А.Н. являлся номинальным руководителем Общества, которое не осуществляло хозяйственную деятельность с 2012 года; полагает, что безосновательность заявленных конкурсным управляющим Бабенко И.В. требований очевидна - объективное банкротство Общества наступило не в результате действий его бывшего руководителя, а в результате влияния внешних факторов; конкурсный управляющий не уведомил Козлова А.Н. о прекращении полномочий руководителя Общества и о переходе данных полномочий к конкурсному управляющему.
По мнению Козлова А.Н., при рассмотрении настоящего обособленного спора суд первой инстанции не руководствовался разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее - Постановление N 53), не исследовал причинную связь между действиями контролирующего должника лица и причинением вреда кредиторам, не проверил должным образом обоснованность доводов конкурсного управляющего Бабенко И.В.
Как считает податель жалобы, то обстоятельство, что Общество не вело бухгалтерский учет и не представляло бухгалтерскую отчетность в налоговый орган, не может быть признано основанием для привлечения Козлова А.Н. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
В представленных в электронном виде отзывах Макаренко Валентина Ивановна, являющаяся конкурсным кредитором Общества, и конкурсный управляющий Бабенко И.В. возражают против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании Козлов А.Н. поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Макаренко В.И. возражал против удовлетворения жалобы.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Козлов А.Н. являлся руководителем Общества в течение трех лет до даты признания должника несостоятельным (банкротом).
В связи с непередачей документации должника конкурсному управляющему, последний обратился в арбитражный суд с заявлением об истребовании соответствующей документации у бывшего руководителя должника.
Определением суда от 07.06.2018 заявление конкурсного управляющего удовлетворено частично, суд обязал бывшего генерального директора Общества Козлова А.Н. передать конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию должника, штампы, имущество и иные ценности Общества.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, конкурсный управляющий Бабенко И.В. сослался на отсутствие документов бухгалтерского учета и отчетности Общества, которые не были переданы ему Козловым А.Н., в результате чего сформировать конкурсную массу и провести расчеты с кредиторами не удалось.
Суд первой инстанции, установив, что предусмотренная пунктом 2 статьи 126 11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) обязанность по передаче документации должника конкурсному управляющему Козловым А.Н. не исполнена, пришел к выводу о наличии предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 61.11 названного Закона оснований для привлечения его к субсидиарной ответственности по обязательствам Общества, в связи с чем определением от 06.11.2018 удовлетворил заявление конкурсного управляющего.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и постановлением от 05.02.2019 оставил указанное определение без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 266-ФЗ), Закон о банкротстве дополнен главой III.2, регулирующей ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 266-ФЗ названный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых данной статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Пунктом 3 статьи 4 Закона N 266-ФЗ установлено, что рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 266-ФЗ, которые поданы с 1 июля 2017 года, производится по правилам Закона о банкротстве в редакции Закона N 266-ФЗ.
Как видно из материалов дела, наличие оснований для привлечения Козлова А.Н. к субсидиарной ответственности по обязательствам Общества конкурсный управляющий Бабенко А.В. связывает с отсутствием документации должника, обязанность по передаче которой конкурсному управляющему возникла у ответчика с 12.10.2017 - даты открытия в отношении должника процедуры конкурсного производства.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.
Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, такие лица несут субсидиарную ответственность солидарно (пункт 8 указанной статьи).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 24 Постановления N 53, лицо, обратившееся в суд с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности, должно представить суду объяснения относительно того, как отсутствие документации (отсутствие в ней полной информации или наличие в документации искаженных сведений) повлияло на проведение процедур банкротства. В свою очередь, привлекаемое к ответственности лицо вправе опровергнуть названную презумпцию, доказав, что недостатки представленной управляющему документации не привели к существенному затруднению проведения процедур банкротства, либо доказав отсутствие вины в непередаче, ненадлежащем хранении документации, в частности, подтвердив, что им приняты все необходимые меры для исполнения обязанностей по ведению, хранению и передаче документации при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась.
При рассмотрении настоящего обособленного спора судами первой и апелляционной инстанций установлено, что документы бухгалтерского учета и (или) отчетности Общества, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, конкурсному управляющему не были переданы, в результате чего формирование конкурсной массы оказалось невозможным.
Привлекая Козлова А.Н. к субсидиарной ответственности по обязательствам Общества, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно представленным конкурсным управляющим Бабенко А.В. объяснениям отсутствие документации Общества не позволило ему провести анализ сделок должника и сформировать конкурсную массу, в то время как Козлов А.Н. не представил каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие его вины в ненадлежащем хранении и непередаче конкурсному управляющему документации должника.
По мнению суда кассационной инстанции, выводы судов первой и апелляционной инстанций, послужившие основанием для привлечения Козлова А.Н. к субсидиарной ответственности по обязательствам Общества, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных при рассмотрении настоящего обособленного спора доказательств.
Приведенный в кассационной жалобе Козлова А.Н. довод о том, что он являлся номинальным руководителем Общества, не принимается.
В обоснование указанного довода податель жалобы ссылается на то, что Общество с 2012 года не осуществляло какой-либо деятельности.
Между тем, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в 2016 году в рамках дела N 2-454/2016 Калининским районным судом Санкт-Петербурга рассмотрен иск Макаренко В.И. к Обществу; Козлов А.Н. лично участвовал в рассмотрении данного спора, таким образом, как руководитель должника знал о наличии неисполненных обязательств, однако не предпринял каких-либо разумных мер по устранению признаков неплатежеспособности должника.
Довод подателя жалобы о том, что непредставление Обществом бухгалтерской отчетности в налоговый орган не может быть признано основанием для привлечения Козлова А.Н. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, также не принимается.
Из обжалуемых судебных актов следует, что основанием для привлечения Козлова А.Н. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника послужило то обстоятельство, что документы бухгалтерского учета и (или) отчетности Общества, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, конкурсному управляющему не были переданы, в результате чего формирование конкурсной массы оказалось невозможным.
Так как вопреки доводам Козлова А.Н., разъяснения, содержащиеся в Постановлении N 53, применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по делу N А56-67266/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Козлова Алексея Никитича - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Яковец |
Судьи |
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.