14 июня 2019 г. |
Дело N А26-7287/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" Грешиловой Л.П. (доверенность от 31.01.2019 N 37),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019 по делу N А26-7287/2017 (судьи Смирнова Я.Г., Несмиян С.И., Попова Н.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго", место нахождения: 190098, Санкт-Петербург, Галерная ул., д. 20-22, лит. А, ОГРН 1047833020058, ИНН 7838024362 (далее - ООО "Петербургтеплоэнерго"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ФОРУМ+", место нахождения: 186012, Республика Карелия, Олонецкий р-н, дер. Коткозеро, Олонецкая ул., д. 17а, кв. 1, ОГРН 1141035011259, ИНН 1014013820 (далее - Общество"), о взыскании 96 909 руб. 38 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в мае 2017 года (с учетом уточнения иска).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, суд первой инстанции привлек публичное акционерное общество "Единый расчетный центр Республики Карелия" (далее - Расчетный центр).
Решением от 26.04.2018 в иске отказано.
Определением от 31.07.2018 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Коткозерского сельского поселения (далее - Администрация сельского поселения) и администрацию Олонецкого национального муниципального района (далее - Администрация района).
Определением от 14.12.2018 Администрация района привлечена в качестве второго соответчика.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил иск и просил взыскать задолженность за тепловую энергию, поставленную в мае 2017 года в жилые дома:
- с Общества по адресам: Олонецкая ул., д. 3, 7, 17а, 27, 29, Школьная ул., д. 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13 и Зеленая ул., д. 12г в дер. Коткозеро в размере 154 636 руб. 32 коп.;
- с Администрации района по адресам: Молодежная ул., 1, 3, 5, 8 в пос. Верхгнеолонецкий и Олонецкая ул., д. 23а в дер. Коткозеро в размере 60 190 руб. 51 коп.
Постановлением от 01.02.2019 решение от 26.04.2018 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе ООО "Петербургтеплоэнерго", ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 01.02.2019 и принять новый судебный акт, которым удовлетворить иск.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: пос. Верхнеолонецкий, Молодежная ул., д. 1, 3, 5, 8; дер. Коткозеро, Олонецкая ул., д. 23а, находящихся в муниципальной собственности, Администрация района не проводила конкурс по отбору управляющей организации. В связи с этим именно Администрация района как орган, осуществляющий права собственника от имени муниципального образования, обязана оплатить стоимость коммунальных ресурсов, потребленных населением, проживающим в таких домах. Кроме того, Общество, являясь управляющей организацией в отношении домов, расположенных по адресам: Школьная ул., д. 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9,13, Зеленая ул., д. 12г, Олонецкая ул., д. 3, 7, 17а, 27, 29 в дер. Коткозеро обязано оплатить задолженность в отношении этих домов. Предъявление требований к Обществу обусловлено тем, что согласно письму Государственного комитета Республики Карелия по строительству, жилищному и дорожному надзору (далее - Комитета) от 24.01.2018 N 495/12-21/ГКСЖДНи в период с 01.03.2017 по 31.05.2017 в управлении Общества согласно реестру лицензий Республики Карелия находились спорные дома. В деле имеются копии протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, а также договор управления многоквартирными домами от 22.04.2015 N 2, заключенный с Обществом.
В судебном заседании представитель ООО "Петербургтеплоэнерго" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество, Администрация сельского поселения, Администрация района и Расчетный центр извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Петербургтеплоэнерго" является теплоснабжающей организацией на территории Республики Карелия.
В отсутствие письменного договора теплоснабжения в мае 2017 года ООО "Петербургтеплоэнерго" поставило в вышеуказанные многоквартирные дома тепловую энергию, стоимость которой оплачена не была.
Ссылаясь на то, что многоквартирные дома по адресам: Молодежная ул., д. 1, 3, 5, 8 в пос. Верхнеолонецкий и Олонецкая ул., д. 23а в дер. Коткозеро на основании постановления Правительства Республики Карелия от 25.06.2015 N 194-П "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Коткозерского, Куйтежского и Туксинского сельских поселений", постановления Администрации Олонецкого национального муниципального района от 20.07.2015 N 894 переданы в муниципальную собственность Олонецкого национального муниципального района, Администрация которого конкурс по отбору управляющей организации не проводила, ООО "Петербургтеплоэнерго" просило взыскать 60 190 руб. 51 коп. задолженности с Администрации района, а 154 636 руб. 32 коп. задолженности просило взыскать с Общества, указывая, что оно является управляющей организацией в отношении жилых домов, расположенных по адресам: Олонецкая ул., д. 3, 7, 17а, 27, 29, Школьная ул., д. 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13 и Зеленая ул., д. 12г в дер. Коткозеро.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Петербургтеплоэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, отказал в иске.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Поскольку тепловая энергия в данном случае поставлялась в многоквартирные жилые дома, то к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу статей 153 и 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу пунктов 8, 9 и 10 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 названных Правил, в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья или ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14,15,16 и 17 Правил N 354.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация.
При этом согласно пункту 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил N 354.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Разъяснение по применению указанного пункта Правил N 354 дано в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2014 N 1 (вопрос 9), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, из смысла и содержания которого следует, что при наличии спора о том, кто является исполнителем коммунальных услуг в отсутствие заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора о приобретении коммунальных ресурсов, определяется исходя из конкретных обстоятельств каждого дела.
Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу о том, что истец не доказал, что Общество в мае 2017 года фактически приступило к управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Олонецкая ул., д. 3, 7, 17а, 27, 29, Школьная ул., д. 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13 и Зеленая ул., д. 12г в дер. Коткозеро, и являлось в отношении них исполнителем коммунальных услуг.
При этом апелляционный суд исходил из того, что Общество договор на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией не заключило; сбор платы с собственников помещений не осуществляло; собственники на счет управляющей компании плату не вносили; собственники помещений многоквартирных домов приняли решение на общем собрании о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно истцу; начислял плату за потребленные коммунальные ресурсы и выставлял счета на оплату собственникам помещений Расчетный центр на основании агентского договора от 03.10.2011 N ПТЭ-001, заключенного между Расчетным центром и ООО "Петербургтеплоэнерго", действуя при этом в интересах последнего; оплата за поставленные ресурсы вносилась собственниками непосредственно на счет истца. Доказательства, что Общество передавало в адрес ресурсоснабжающей организации показания приборов учета коммунального ресурса, в дело не представлены.
Апелляционный суд обоснованно отклонил ссылку истца на договор управления многоквартирными домами от 22.04.2015 N 2, заключенный между Обществом и Администрацией сельского поселения, который, по мнению истца, подтверждает факт управления Обществом в мае 2017 года спорными многоквартирными домами.
Апелляционный суд указал, что названный договор управления не был пролонгирован в спорный период в связи с тем, что произошло перераспределение полномочий и жилищный фонд был передан в муниципальную собственность Олонецкого национального муниципального района.
Апелляционный суд отметил, что фактические договорные отношения по поставке коммунального ресурса сложились в спорный период между истцом и собственниками помещений в спорных многоквартирных домах, что подтверждается доказательствами, представленными в дело Расчетным центром.
При таких обстоятельствах ссылка истца на письмо Комитета от 24.01.2018 N 495/12-21/ГКСЖДНи и договоры управления о выборе в качестве способа управления управляющей организации, представленные в дело, является несостоятельной.
Таким образом, апелляционный суд правомерно отказал в иске к Обществу.
Также отсутствуют основания для удовлетворения требования истца, предъявленного к Администрации района в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: пос. Верхнеолонецкий, Молодежная ул., д. 1, 3, 5, 8, и дер. Коткозеро, Олонецкая ул., д. 23а.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 153 ЖК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления и управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Поскольку действующее законодательство связывает прекращение обязательств органа местного самоуправления по внесению платы за содержание общего имущества и коммунальные услуги с моментом заселения жилого помещения, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что взыскание с Администрации района задолженности за тепловую энергию стоимости ресурса по Договору в отношении жилых помещений, переданных гражданам по договору социального найма, а также находящихся в собственности граждан, неправомерно.
Апелляционный суд указал, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: пос. Верхнеолонецкий, Молодежная ул., д. 8 с 10.11.2015 перешел в непосредственное управление.
Кассационная инстанция отклоняет довод жалобы о том, что Администрация района обязана оплатить задолженность в отношении многоквартирных домов по адресам: Молодежная ул., д. 1, 3, 5, 8 в пос. Верхнеолонецкий и Олонецкая ул., д. 23а в дер. Коткозеро, переданных в муниципальную собственность Олонецкого национального муниципального района, Администрация которого конкурс по отбору управляющей организации не проводила. Данный довод противоречит подпункту "б" пункта 17 Правил N 354, согласно которому ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно отказал в иске.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о несоответствии выводов апелляционного суда имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам спора, о неправильном применении норм права.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019 по делу N А26-7287/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.