18 июня 2019 г. |
Дело N А42-2906/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области Назарова Д.С. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 17.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.01.2019 (судья Фокина О.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 (судьи Жукова Т.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.) по делу N А42-2906/2018,
установил:
Администрация муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, место нахождения: 184355, Мурманская область, Кольский район, пгт Мурмаши, улица Мира, дом 10, ОГРН 1025100587720, ИНН 5105020660, (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ДомТехСервис", место нахождения: 184355, Мурманская область, Кольский район, пгт Мурмаши, улица Энергетиков, дом 7, ОГРН 1135105000227, ИНН 5105095922, (далее - Общество) об обязании в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по очистке от мусора и песка ливневого колодца, расположенного у восьмого подъезда многоквартирного дома N 18 по улице Причальная в пгт Мурмаши Кольского района Мурманской области (далее - МКД), с последующей гидроизоляцией межкольцевых соединений данного колодца; восстановить асфальтовое покрытие на придомовой территории у восьмого подъезда МКД; зацементировать трещины в подпорной стене у восьмого подъезда МКД (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное областное унитарное предприятие "Мурманскводоканал" (далее - Предприятие).
Определением суда от 31.07.2018 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Постановлением апелляционного суда от 28.09.2018 определение суда от 31.07.2018 отменено, направлен вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 17.01.2019 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Общество в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного акта выполнить восстановление асфальтового покрытия на придомовой территории у МКД, зацементировать трещины в бетонной подпорной стене у восьмого подъезда МКД. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.03.2019 решение суда от 17.01.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований Администрации и принять новое решение. Податель жалобы указывает, что суды не учли особенности правового режима, установленного действующим законодательством в отношении общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы.
Ответчик о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что Администрация является собственником жилых помещений N N 43, 51, 58, 69, 100, 108, расположенных в спорном МКД, управление которым осуществляет Общество.
Между Администрацией (собственник) и Обществом (управляющая организация) был заключен договор управления многоквартирным домом от 01.03.2014 N 09-05/П-18 (далее - Договор), в соответствии с пунктом 1.1. которого целью договора управления МКД является обеспечением благоприятных и безопасных условий владения, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном, предоставления необходимых коммунальных услуг.
Согласно пункту 2.1. Договора собственник поручает, а управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества (приложение N 1 - Состав общего имущества дома) в многоквартирном доме N 18 по ул. Причальная гп. Мурмаши, и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в данном доме лицам, за плату и в течение согласованного срока, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность на основании квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг, которая является обязательным уведомлением к надлежащему исполнению своих обязанностей собственниками в соответствии со статьями 153 - 155 ЖК РФ.
Приложениями N 1, 2, 3 к Договору определен состав общего имущества МКД, перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, Администрация указала, что от Общества Администрации поступило уведомление от 26.05.2017 N 02/359-Д с просьбой направить представителя Администрации для комиссионного осмотра подпорной стены подъезда N 8 МКД и канализационной ливневой и дренажной канализации в связи с провалом асфальтового покрытия вследствие размывания грунта канализационными ливневыми стоками, из-за которого конструкция подпорной стены МКД и крыльцо подъезда N 8 деформированы.
Представители Общества совместно с Администрацией 14.06.2017 произвели комиссионный осмотр придомовой территории МКД.
Согласно протоколу заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в муниципальном образовании городское поселение Мурмаши от 14.06.2017 N 6 принято решение о необходимости Обществу произвести восстановительные работы подпорной стены подъезда N 8 МКД и канализационной ливневой системы вдоль МКД в срок до 31.08.2017.
Общество в письме от 17.06.2017 N 02/372-Д от проведения восстановительных работ отказалось, ссылаясь на то, что канализационная ливневая система вдоль МКД не входит в состав общего имущества МКД.
В связи с указанными обстоятельствами Администрация обратилась в суд с настоящим иском об обязании Общества в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести восстановительные работы дренажной ливневой канализации МКД, асфальтового покрытия и подпорной стены у подъезда N 8 указанного дома.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции сторонами с участием представителей Предприятия проведен совместный осмотр канализационной сети на прилегающей территории многоквартирных домов N 16 и N 18 по улице Причальная в поселке Мурмаши Кольского района, по результатам которого Обществом составлен акт от 10.07.2018 с фототаблицей.
Сотрудники Администрации и муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства поселок "Мурмаши" (далее - Управление) провели дополнительный осмотр дренажной ливневой канализации МКД N 18, составили акт от 20.07.2018 о том, что бетонная подпорная стена у восьмого подъезда частично отходит от фасадной части МКД с данной стеной граничит колодец дренажной ливневой канализации, который в настоящее время находится в сухом состоянии, водоотводящие трубы засыпаны песком и мусором, отсутствует гидроизоляция межкольцевых соединений.
По результатам проведенных осмотров Администрация просила арбитражный суд обязать Общество в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие работы: очистить от мусора и песка ливневый колодец, расположенный у подпорной бетонной стены с правой стороны от входа в восьмой подъезд МКД с последующей гидроизоляцией межкольцевых соединений данного колодца, восстановить асфальтовое покрытие на придомовой территории и зацементировать трещины в бетонной подпорной стене у восьмого подъезда указанного дома.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил частично.
Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
При рассмотрении настоящего дела суды обоснованно руководствовались статьями 36, 161 Жилищного кодекса российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как указано в подпунктах "е", "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включены земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно пункту Б.33 "СП 59.13330.2012, Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, под придомовой территория понимается участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктом 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Правилами N 170 регламентированы требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В пунктах 4.1.7 и 4.10.2.1. Правил N 170 установлены следующие требования: просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком; организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Согласно приложению N 7 к Правилам N 170 в перечне работ, относящихся к текущему ремонту, указан ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, а также герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов.
С учетом приведенных норм, суды правомерно пришли к выводу, что Общество, являясь управляющей организацией, обязано в любом случае обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме, в том числе в установленных случаях обеспечить надлежащее состояние тротуара и проезда к жилому дому, расположенных на придомовой территории, иных объектов, предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" разъяснено, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Суды обоснованно отметили, что необходимо учитывать, для каких целей предназначалась подпорная стена и как она в связи с этим использовалась. Данное обстоятельство подлежит установлению на основании имеющихся в деле документов, в том числе документов технического учета.
Из материалов дела следует, что возле восьмого подъезда МКД вдоль дома вниз по склону устроена подпорная стена из железобетонных конструкций.
В соответствии с представленным в материалы дела приложением N 1 к техническому паспорту на спорный жилой дом в границы земельного участка, на котором расположен МКД, входит придомовая территория, в частности 3449 кв. м асфальтового покрытия, а также опорная стена.
Учитывая изложенное, суды обоснованно указали, что земельный участок, на котором расположен МКД, придомовая территория и подпорная стена, предназначенная для эксплуатации МКД, относятся к общему имуществу собственников помещений МКД.
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлен факт неисполнения Обществом обязанности по содержанию и ремонту общего имущества МКД, требований Правил N 170, что выразилось в неудовлетворительном состоянии подпорной стены и асфальтового покрытия придомовой территории у восьмого подъезда МКД.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суды правомерно отказали в удовлетворении требований в части в части спорного ливневого колодца в силу следующего.
На основании пункта 8 Правил N 491 внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Действующее законодательство не исключает возможности нахождения в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома инженерных сетей и объектов, предназначенных для эксплуатации этого дома и находящихся за внешней границей его стен, но только при наличии согласия на это самих собственников помещений дома (подпункт "ж" пункта 2 Правил N 491).
Аналогичная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 N 305-ЭС15-513.
Как указано в пункте 6.2.7 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать профилактическую прочистку сетей канализации в многонаселенных домах, как правило, не реже одного раза в три месяца, а также прочистку ливневой канализации не реже двух раз в год до периода наибольшего выпадения атмосферных осадков в районе.
Вместе с тем, как обоснованно указали суды, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный участок инженерных сетей входит в состав сооружений, обеспечивающих водоотведение исключительно МКД, и находится в зоне эксплуатационной ответственности Общества.
Согласно перечню обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества спорного МКД, указанных в приложении N 2 к Договору, спорный участок инженерных сетей не находится в эксплуатационной ответственности управляющей компании.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности представленные акты осмотра дренажной ливневой канализации МКД N 18 по улице Причальная в пгт Мурмаши от 20.07.2018, обследования от 10.07.2018, осмотра колодцев у восьмого подъезда МКД N 18 по улице Причальная от 09.01.2019, суды пришли к выводу, что вышеперечисленные акты содержат противоречивые сведения, не позволяющие установить условие, касающееся установления (определения, закрепления) границы эксплуатационной ответственности Общества и иных лиц.
Учитывая недоказанность Администрацией, что спорный ливневой колодец предназначен для обслуживания, эксплуатации и благоустройства спорного многоквартирного дома, является общим имуществом собственников помещений указанного многоквартирного дома, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для возложения на Общество обязанностей по проведению работ по очистке от мусора и песка ливневого колодца, расположенного у восьмого подъезда спорного многоквартирного дома, с последующей гидроизоляцией межкольцевых соединений данного колодца.
Доводы, приведенные Администрацией в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.01.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 по делу N А42-2906/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.