17 июня 2019 г. |
Дело N А52-2480/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.
рассмотрев 17.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 20.12.2018 (судья Судакова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2019 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Чередина Н.В.) по делу N А52-2480/2018,
установил:
Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области (ранее - Государственный комитет Псковской области по транспорту), место нахождения: 180000, г. Псков, ул. Карла Маркса, д. 5, ОГРН 1056000308825, ИНН 6027087514 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к открытому акционерному обществу "Псковавиа", место нахождения: 180005, г. Псков, ул. Германа, д. 34, ОГРН 1046000315460, ИНН 6027084249 (далее - Общество), о взыскании 5 141 505 руб.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 20.12.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2019, в иске отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы настаивает на том, что Положением о порядке предоставления из областного бюджета субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров, утвержденного постановлением администрации Псковской области от 16.02.2015 N 64 (далее - Положение N 64) и договором о предоставлении из областного бюджета субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с осуществлением региональных воздушных перевозок пассажиров от 30.01.2017 N 145 (далее - договор) установлена обязанность Общества по требованию Комитета возвратить неиспользованный остаток субсидии. Комитет также полагает, что доказательством того, что денежные средства в размере 5 141 505 руб. являются неиспользованным остатком субсидии за первый отчетный период с 01.01.2017 по 31.05.2017 и данная сумма не была использована в первом отчетном периоде, является отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия (далее - отчет), предоставленный Обществом Комитету 31.08.2018. Таким образом, по мнению Комитета, Общество само не опровергает тот факт, что по окончании первого отчетного периода у него имелся неиспользованный остаток предоставленной ему субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что между Комитетом (главным распорядителем) и Обществом (получателем) заключен договор о предоставлении из областного бюджета субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с осуществлением региональных воздушных перевозок пассажиров от 30.01.2017 N 145 в редакции дополнительных соглашений от 21.03.2017 N 1, от 30.03.2017 N 2 на предоставление из областного бюджета в 2017 году субсидии на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров по маршрутам: Псков - Москва (Домодедово), Москва (Домодедово) - Псков и Псков - Санкт - Петербург (Пулково) в целях реализации мероприятия по субсидированию из областного бюджета организаций воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров, предусмотренного подпрограммой "Развитие автомобильного, авиационного и железнодорожного транспорта" Государственной программы Псковской области "Развитие транспортной системы на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением администрации области от 28.10.2013 N 492.
Согласно пункту 2.1 договора размер предоставляемой в 2017 году субсидии составляет 41 750 854 руб.
Субсидия предоставляется в соответствии с Положением N 64 при представлении получателем главному распорядителю в срок до 30 числа предшествующего отчетному периоду заявки на предоставление субсидий с расчетом размера субсидий по форме, установленной приложением 1 к настоящему договору и счета на оплату (пункт 3.1 договора).
Пунктами 3.2, 3.3 договора предусмотрено, что отчетные периоды устанавливаются с 01 января по 31 мая и с 01 июня по 31 декабря текущего года. Перечисление субсидии осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством в соответствии с планом-графиком перечисления субсидии, установленным в приложении 1 к договору, являющемуся неотъемлемой частью договора.
Главный распорядитель осуществляет контроль за соблюдением получателем порядка, целей, условий предоставления субсидии, установленных Положением и договором путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок (пункт 4.1.4 договора).
Согласно пунктам 4.3.9, 4.3.12 договора получатель обязан представить главному распорядителю в течение 15 дней месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о количестве фактически выполненных в отчетном периоде рейсов, численности перевезенных пассажиров, фактическом пассажирообороте, применяемых тарифах, размере субсидии и комплексном показателе эффективности субсидирования фактического пассажирооборота и отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия. Положения аналогичного содержания имеются и в пункте 20 Положения N 64. Таким образом получатель обязан возвратить неиспользованный остаток субсидии в доход бюджета в срок до 30.01.2018.
Материалами дела подтверждается, что Общество 31.01.2017 направило Комитету заявку на предоставление субсидии из областного бюджета на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на период январь - май 2017 года на 17 239 455 руб., 31.03.2017 - представило дополнительную заявку на предоставление субсидии из областного бюджета на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на период январь - май 2017 года на 7 000 000 руб.
На основании указанных заявок Комитетом произведен платеж на 24 239 455 руб. платежными поручениями от 06.02.2017 N 101862, от 06.03.2017 N 223409, от 27.03.2017 N 320707, от 03.04.2017 N 357516.
Впоследствии, Общество 15.06.2017 уведомило Комитет о том, что остаток субсидии на конец отчетного периода с 01.01.2017 по 31.05.2017 составил 6 963 295 руб.
Ответным письмом от 03.07.2018 Комитет информировал Общество о необходимости возврата остатка субсидии в размере 6 963 295 руб. как неиспользованного в доход областного бюджета.
Позднее, 31.08.2017 Общество представило Комитету уточненные отчеты по маршруту Псков - Санкт-Петербург, из которых следует, что остаток субсидии на конец отчетного периода с 01.01.2017 по 31.05.2017 составил 5 141 505 руб.
Позднее Комитет уведомил Общество о необходимости возврата неиспользованного остатка субсидий в размере 5 141 505 руб.
Общество представило Комитету отчеты о количестве фактически выполненных рейсов, численности перевезенных пассажиров, фактическом пассажирообороте, применяемых тарифах, размере субсидии и комплексном показателе эффективности субсидирования фактического пассажирооборота по субсидированным маршрутам за июнь - декабрь 2017 года, согласно которым остаток субсидии в размере 5 141 505 руб. использован во втором отчетном периоде.
Письмом от 19.01.2018 Комитет сообщил Обществу об отсутствии расшифровки по показателям, отражающим выплаты по расходам, а также об отказе в предоставлении субсидий за период с 01.06.2017 по 31.12.2017 в связи с необходимостью устранения замечаний по представленной отчетности и нарушением ответчиком требований пункта 8 Положения N 64, а также уведомил о необходимости возврата неиспользованного остатка субсидий в размере 5 141 505 руб.
Поскольку в установленный срок остаток субсидии, неиспользованный в первом отчетном периоде, Общество не возвратило, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, рассматривая заявленные требования, признал их не обоснованными по праву и отказал в иске.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Нормы настоящего Кодекса определяют субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в статье 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При предоставлении субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 64, действовавшего на момент заключения договора, субсидии предоставляются на основании договора о предоставлении субсидий, заключаемого между главным распорядителем и авиаперевозчиком на текущий финансовый год, по форме, установленной приказом главного распорядителя.
Обязательным условием предоставления субсидий, включаемым в договор о предоставлении субсидий, является согласие авиаперевозчика на осуществление главным распорядителем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения авиаперевозчиком условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.
Руководствуясь указанными нормами, суды указали, что субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Между тем данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий. Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Субсидии предоставляются в виде авансовых платежей. Размер субсидии определяется как произведение количества рейсов по субсидируемому маршруту, планируемых авиаперевозчиком к выполнению в отчетном периоде, на установленный приложением N 2 к Положению размер субсидии, предоставляемой авиаперевозчику на один рейс в одном направлении в зависимости от количества пассажирских мест на воздушном судне и протяженности маршрута (пункты 6, 7 Положения N 64).
Порядок взаимоотношений сторон по обязательной проверке соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, порядка возврата субсидий определен разделом IV Положения N 64.
Остатки субсидий, не использованные в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных договором о предоставлении субсидий, подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня предъявления главным распорядителем письменного требования о возврате таких остатков (пункт 25 Положения N 64).
Остатки субсидий, не использованных в отчетном периоде, авиаперевозчики обязаны возвратить на лицевой счет главного распорядителя, открытый в Управлении Федерального казначейства по Псковской области до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 8 Положения N 64).
Судами установлено, что Комитет, обращаясь с требованием о взыскании с Общества 5 141 505 руб., в обоснование заявленных требований указал на то, что данная сумма является неиспользованным остатком субсидии за первый отчетный период и в соответствии с пунктом 8 Положения N 64 подлежит возврату в областной бюджет.
Отказывая в иске, суды сослались на то, что Комитет, предъявляя требования о возврате 5 141 505 руб. субсидии, должен представить доказательства, свидетельствующие о том, что данные денежные средства Обществом не использованы либо им нарушен установленный порядок.
Пунктом пункт 4.3.12 договора определен срок возврата неиспользованной субсидии в доход областного бюджета до 30.01.2018.
Отклоняя доводы Комитета, суды обратили внимание на то, что в договоре отсутствует обязанность получателя субсидий возвращать остатки субсидий, не использованных в отчетном периоде, на лицевой счет главного распорядителя.
Данные условия договора не признаны недействительными, а также не противоречат действующему законодательству.
Судами также учтены представленные Обществом доказательства, свидетельствующие о том, что размер субсидии в размере 5 141 505 руб. использован во втором отчетном периоде в полном объеме.
Факт выполнения Обществом рейсов по субсидированным маршрутам во втором отчетном периоде подтвержден материалами дела.
При этом судами отдельно отмечено, что доказательств нецелевого расходования средств субсидии в размере 5 141 505 руб., а равно недостоверности представленных в отчетах сведений в отношении спорной суммы, Комитетом в материалы дела не представлено.
Указание Комитета на акт проверки счетной палаты от 30.11.2017 судами исследовано и отклонено со ссылкой на невозможность установить из данного акта на основании каких документов сделаны выводы о нецелевом использовании данных средств при наличии указания на то, что отдельного счета, на котором учитывались денежные средства, перечисленные в качестве субсидии, у Общества не имелось. Основанием для взыскании указанной суммы, в рамках данного дела является нарушение пункта 8 Положения N 64, а не факт нецелевого использования данной субсидии.
Суды, отклоняя позицию Комитета, обратили также внимание на то, что пунктом 2.1 договора и Положением N 64 размер субсидии определен на весь 2017 год, перечисление субсидии производилось авансовыми платежами. Договором предусмотрена обязанность возвратить неиспользованный остаток субсидии до 30.01.2018. Использование субсидии подтверждается материалами дела, размер использованной субсидии не превышает размера, определенного договором.
Положение N 64, как и договор не содержат запрета на использование остатка неиспользованной субсидии, предоставленной в первом отчетном периоде, во втором отчетном периоде, а также предоставление субсидии во втором отчетном периоде не поставлено в зависимость от возврата остатка неиспользованной субсидии на лицевой счет главного распорядителя.
В данном случае факт непредставления Обществом заявки на перечисление субсидии во втором отчетном периоде не влияет на законность использования остатка в размере 5 141 505 руб., поскольку материалами дела подтверждается использование данной денежной суммы в соответствии с Положением N 64 и договором.
С учетом изложенного, вывод судов о том, что Комитет не предоставил доказательств того, что спорная сумма субсидии не использована Обществом в 2017 году на цели, предусмотренные условиями ее предоставления, признается судом кассационной инстанции правильным, а отказ в иске - правомерным.
Все доводы кассационной жалобы повторяют позицию Комитета по делу, по существу направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций указанные доводы получили надлежащую правовую оценку, основания не согласиться с которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов по настоящему делу, не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 20.12.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2019 по делу N А52-2480/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.