20 июня 2019 г. |
Дело N А05-11141/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 18.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципального жилищного контроля администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 (судьи Докшина А.Ю., Алимова Е.А. и Мурахина Н.В.) по делу N А05-11141/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Индустрия", место нахождения: 163013, Архангельская область, город Архангельск, улица Полярная, дом 48, корпус 1, ОГРН 1172901002064, ИНН 2901283005 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению муниципального жилищного контроля администрации муниципального образования "Город Архангельск", место нахождения: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 60 (далее - Управление) о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений от 06.08.2018 N 28-16/08-18.231/4.
Решением суда первой инстанции от 23.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.03.2019 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, Общество (до изменения наименования - общество с ограниченной ответственностью "УК "Архангельская жилищно-сервисная компания") на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 27.04.2015 N 360 и договора управления от 01.08.2017 является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: город Архангельск, улица Садовая, дом 2, корпус 1.
Управлением на основании приказа от 02.08.2018 N 28-16/08-18.231/1 проведена внеплановая выездная проверка Общества с целью проверки соблюдения правил содержания контейнерной площадки в районе жилого дома по указанному адресу.
В ходе проверки управление пришло к выводу о том, что в нарушение требований пункта 3.7.2 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), на контейнерной площадке в районе названного жилого дома отсутствует отсек для сбора крупногабаритных отходов (далее - КГО).
По результатам проверки Управлением составлен акт от 06.08.2018 N 28-16/08-18.231/3 и Обществу выдано предписание от 06.08.2018 N 28-16/08-18.231/4 о необходимости в срок до 03.09.2018 установить отсек для ГКО на контейнерной площадке.
Общество оспорило предписание в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявление Общества.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.
В порядке части 2.1 статьи 20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В силу статьей 3, 4 Закона Архангельской области от 24.09.2012 N 543-33-ОЗ "О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Архангельской области с органами муниципального жилищного контроля", "Положения об управлении муниципального жилищного контроля администрации муниципального образования "Город Архангельск", утвержденного постановлением Главы муниципального образования "Город "Архангельск" от 30.05.2017 N 568, Управление является функциональным органом администрации муниципального образования "Город Архангельск" и создано с целью осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования "Город Архангельск", контроля за соблюдением требований правил благоустройства города Архангельска.
На основании подпункта 2.2.3 указанного Положения Управление выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям в отношении муниципального жилищного фонда.
Таким образом, как верно указали суды, по результатам муниципального жилищного контроля Управление наделено правом на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений.
Согласно пункту 13 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации" от 12.11.2016 N 1156 (в редакции действовавшей в спорный период), региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно пункту 3.7.2 Правил N 170 сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленных под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более.
В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5 х 0,5 мм.
Пунктом 3.7.15 Правил N 170 предусмотрено, что крупногабаритные отходы старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
В рассматриваемом случае Обществу вменено нарушение требований пункта 3.7.2 Правил N 170, выразившееся в отсутствии на контейнерной площадке, которой пользуются жители спорного дома, отсека для КГО.
Суды двух инстанций оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ установили, что спорная контейнерная площадка за Обществом не закреплена, сама площадка расположена на земельном участке, который не входит в состав придомовой территории именно многоквартирного дома N 2 (корпус 1) по улице Садовой, и не относится к общему имущества данного жилого дома; контейнерная площадка предназначена для сбора твердых коммунальных отходов для жилых домов, расположенных в квартале жилой застройки и находящихся в управлении нескольких управляющих организаций; нарушений при оказании услуг по вывозу мусора и его уборке на контейнерной площадке Обществу не вменяется, в связи с чем сделали вывод об отсутствии законных оснований для возложения на него обязанности по установке отсека для КГО на контейнерной площадке и признали оспариваемое предписание незаконным, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по делу N А05-11141/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.