24 июня 2019 г. |
Дело N А56-57837/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Старченковой В.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" Гребенниковой Е.А. (доверенность от 18.12.2018 N 295), от администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области Лебедевой Г.В. (доверенность от 09.01.2019 N 01-22-2/2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2018 (судья Дашковская С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2019 (судьи Попова Н.М., Жукова Т.В., Несмиян С.И.) по делу N А56-57837/2018,
установил:
Государственное унитарное предприятие Ленинградской области "Сланцы-Водоканал", место нахождения: 188560, Ленинградская обл., г. Сланцы, ул. Ленина, д. 20А, ОГРН 1164704064887, ИНН 4707039232 (далее - ГУП "Сланцы-Водоканал"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, место нахождения: 188560, Ленинградская обл., г. Сланцы, Почтовый пер., д. 3, ОГРН 1054700454940, ИНН 4713008137 (далее - Администрация), о взыскании 3 220 412 руб. 12 коп. задолженности по муниципальному контракту от 25.12.2017 N 82/2017 (далее - Контракт).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ленинградская область в лице Правительства Ленинградской области (далее - Правительство) и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области.
Определением от 20.09.2018 произведена замена ГУП "Сланцы-Водоканал" на его правопреемника - государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области" (далее - Предприятие).
Решением от 09.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.01.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 09.10.2018 и постановление от 14.01.2019 и принять новый судебный акт, которым отказать в иске.
По мнению подателя жалобы, что суды первой и апелляционной инстанций не дали оценку независимому экспертному заключению по техническому обследованию сетей ливневой канализации, согласно которому мест соединения ливневой канализации и хозфекальной канализации города Сланцы и микрорайона Большие Лучки не выявлено. Поскольку единственные очистные сооружения на территории города Сланцы принадлежат на праве собственности иному лицу - обществу с ограниченной ответственностью "Сланцы" (далее - ООО "Сланцы"), то Предприятие в не в состоянии исполнить свои обязательства по контракту по очистке ливневых стоков, поскольку не имеет технической возможности принять в обслуживаемые им сети ливневые стоки. Податель жалобы отмечает, что с 06.10.2017 (даты подписания акта приема-передачи муниципального имущества субъекту Российской Федерации) прием и очистка сточных вод не является вопросом местного значения, поскольку полномочия органов местного самоуправления по организации водоотведения в границах поселений переданы в ведение субъекта Российской Федерации - Ленинградской области.
В отзывах на кассационную жалобу Предприятие и Правительство просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация (заказчик) и ГУП "Сланцы-Водоканал" (исполнитель) заключили муниципальный контракт от 25.12.2017 N 82/2017 (далее - Контракт), по которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по канализации и очистке ливневых стоков г. Сланцы.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта исполнитель обязался оказывать услуги по канализации и очистке ливневых стоков с 01.01.2018 по 28.02.2018 непрерывно, а заказчик - оплатить оказанную услугу.
Согласно пункту 2.3 Контракта оплата услуг по канализации и очистке ливневых стоков производится по безналичному расчету следующим образом:
- авансовый платеж в размере 50% от месячной плановой стоимости оказания услуг по канализации и очистке ливневых стоков на основании выставленного счета исполнителем в течение 10 банковских дней с момента предоставления счета;
- окончательный расчет за фактически оказанные в отчетном месяце объемы услуг, на основании счета, акта, отчета об объеме оказанных услуг, предоставляемого в комитет бухгалтерского учета заказчика, в течение 20 банковских дней после подписания заказчиком акта приемки оказанных услуг.
Пунктом 3.1 Контракта предусмотрено, что приемка оказанных услуг осуществляется ежемесячно на основании отчета об объеме оказанных услуг в течение трех рабочих дней с момента передачи отчета с приложением к отчету расчета стоимости оказания услуг по канализации и очистке ливневых стоков г. Сланцы, исходя из фактического объема оказанных услуг с предоставлением справки организации, осуществляющей начисление, подтверждающей фактический объем реализации услуг водоотведения по начислениям по категориям потребителей по каждому абоненту.
В соответствии с пунктами 3.2, 3.3, 3.4 и 3.7 Контракта для проверки оказанных исполнителем услуг, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. По результатам экспертизы составляется документ о проведенной экспертизе. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, в документе о проведенной экспертизе отражаются выявленные нарушения. В случае выявленных нарушений заказчик направляет исполнителю мотивированный отказ от приемки услуг с указанием недостатков, допущенных исполнителем, предложений об устранении таких нарушений. В случае, если по результатам экспертизы не установлены нарушения требований контракта, в документе о проведенной экспертизе отражаются факты о надлежащем оказании услуг.
В обоснование иска Предприятие сослалось на то, что во исполнение Контракта в январе 2018 года оно оказало услуги по канализации и очистке ливневых стоков на территории города Сланцы, для оплаты которых направило Администрации отчет об объеме оказанных услуг, расчет стоимости оказанных услуг, счет на оплату от 19.02.2018 N 409, акт об оказании услуг от 31.01.2018 N 216 на сумму 3 220 412 руб. 12 коп.
Направленная в адрес Администрации претензия от 12.03.2018 с требованием оплатить оказанные услуги оставлена без удовлетворения, в связи с чем Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Правоотношения в области водоснабжения и водоотведения регулируются положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 416-ФЗ водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2); сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (пункт 23).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что во исполнение Контракту в январе 2018 года истец оказал ответчику услуги по канализации и очистке ливневых стоков, задолженность по оплате которых составила 3 220 412 руб. 12 коп. В подтверждение фактического оказания услуг по Контракту истец представил отчет об объеме оказанных услуг по канализации и очистке ливневых стоков г. Сланцы за январь 2018 года; расчет стоимости оказанных услуг по канализации и очистке ливневых стоков г. Сланцы за январь 2018 года; счет на оплату от 19.02.2018 N 409; счет-фактура от 31.01.2018 N 215; справка о стоимости работ, показатели расхода воды за январь 2018 года; натуральные показатели по водоснабжению за 2018 год; акт от 05.02.2018 о расходовании воды на водопроводных очистных сооружениях, акт от 31.01.2018 N 13/01.2018.
Довод Администрации об отсутствии у нее обязательств по оплате оказанных услуг по Контракту, поскольку с 06.10.2017 полномочия органов местного самоуправления, связанные с организацией водоотведения, отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и обоснованно ими отклонен.
Согласно части 1 статьи 1 Областного закона Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" (далее - Закон N 153-оз) к полномочиям Правительства Ленинградской области или уполномоченных им органов исполнительной власти Ленинградской области отнесены полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений, в том числе Сланцевского муниципального района, в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Законом N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением полномочий по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Закона N 153-оз указанные полномочия перераспределяются между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Сланцевского муниципального района со дня передачи имущества, находящегося в собственности названного поселения и используемого для осуществления таких полномочий, в государственную собственность Ленинградской области.
Правительством Ленинградской области издано распоряжение от 11.09.2017 N 461-р "О принятии в государственную собственность Ленинградской области муниципального унитарного предприятия "Сланцы-Водоканал" муниципального образования Сланцевское городское поселение.
Пунктом 4 названного распоряжения установлено, что право собственности Ленинградской области на имущество Предприятия, принимаемого в соответствии с настоящим распоряжением в государственную собственность Ленинградской области, возникает с момента утверждения передаточного акта уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области.
Как установили суды, в соответствии с названным распоряжением Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом совместно с комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области подписан акт приема-передачи муниципального имущества Предприятия, утвержденный уполномоченным органом местного самоуправления 06.10.2017.
Данный акт не содержит сведений о передаче в государственную собственность Ленинградской области системы ливневой канализации. Суды пришли к выводу о том, что на момент заключения Контракта Администрации было известно о том, что ливневые сети в собственность субъекта не передавались.
Апелляционный суд обоснованно отметил о том, что с учетом того обстоятельства, что указанные в Контракта ливневые сети в собственность Ленинградской области не передавались, то правовые основания для изменения стороны в правоотношениях по оказанию услуг на основании Контракта отсутствуют.
В силу пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации стоков ливневых вод.
Правилами благоустройства территории муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, утвержденными решением совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 31.10.2017 N 307-гсд, определены условия содержания сетей ливневой канализации, смотровых и ливневых колодцев. Согласно пункту 3.6.3 Контракта установлено, что эксплуатация магистральных и внутриквартальных сетей ливневой канализации в городе осуществляется на основании договоров, заключенных со специализированными организациями, собственниками данных сетей. Организации, эксплуатирующие сети ливневой канализации, обязаны содержать их в соответствии с техническими правилами (пункт 3.6.6 Контракта). Ответственность за исправное техническое состояние сетей ливневой канализации возлагается на эксплуатирующие канализации (пункт 3.6.8 Контракта). Согласно пункту 3.6.4 Контракта эксплуатация сетей ливневой канализации производится соответствующими (эксплуатирующими) организациями, на придомовых территориях: управляющими компаниями, ТСЖ, ТСН и ЖСК.
Названные правила благоустройства утверждены после вступления в законную силу Закона N 153-оз и действовали на момент заключения контракта (25.12.2017).
Таким образом, исходя из содержания и смысла норм действующего законодательства, вопрос организации ливневых стоков находится в ведении органов местного самоуправления.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не приняли в качестве доказательства, опровергающего факт оказания услуг по Контракту, заключение Санкт-Петербургского отделения Общероссийского общественного Фонда "Центр качества строительства" от 10.07.2018, представленное ответчиком.
Администрация представила заключение в подтверждение довода о том, что система ливневой канализации г. Сланцы не имеет мест соединения с хозяйственно-бытовой канализацией, ливневые стоки сбрасываются в водные объекты без очистки.
Суды отметили, что осмотр систем ливневой канализации в рамках названного заключения проведен без участия представителя истца в отсутствие доказательств принадлежности ему осматриваемого имущества.
Суд первой инстанции установил, что Предприятие как транзитная организация осуществляет прием и транспортировку ливневых стоков до границы соединения с бытовой канализацией с последующей очисткой на очистных сооружениях ООО "Сланцы", с которым Предприятие заключило соответствующий договор. Данные обстоятельства подтверждаются представленной Комитетом в дело выпиской из схемы водоснабжения и водоотведения Сланцевского городского поселения до 2030 года, утвержденной постановлением Администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области от 07.05.2014 N 839-п.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 153-оз органы местного самоуправления поселений Ленинградской области в соответствии с действующим законодательством осуществляют полномочия по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 утверждены требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, подпунктом "а" пункта 16 которых предусмотрено, что схема водоотведения включает в себя, в частности, описание структуры системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории поселения, городского округа.
Таким образом, поскольку Администрация в силу своих полномочий должна обладать сведениями о структуре системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории г. Сланцы, заключение ею Контракта на отведение и очистку ливневых стоков само по себе свидетельствует о наличии технической возможности оказать предусмотренные Контрактом услуги.
При таких обстоятельствах суды правомерно взыскали с ответчика в пользу истца 3 220 412 руб. 12 коп. задолженности за оказанные услуги.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2019 по делу N А56-57837/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.