24 июня 2019 г. |
Дело N А05-4196/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Дяткинского Д.А. (доверенность от 17.12.2018 N 164),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2019 по делу N А05-4196/2018 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Романова А.В.),
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 105066, Москва, Спартаковская ул., д. 2-Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования "Черемушское", место нахождения: 165346, Архангельская обл., Котласский р-н, пос. Черемушский, Южная ул., д. 21, ОГРН 1052904026889, ИНН 2904015950 (далее - Администрация поселения), муниципальному образованию "Котласский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район", место нахождения: 165320, Архангельская обл., Котласский р-н, рабочий поселок Шипицыно, Советская ул., д. 53, ОГРН 1022901025201, ИНН 2913002636 (далее - Администрация района), об обязании надлежащего ответчика принять в муниципальную собственность следующие объекты недвижимого имущества, расположенные в границах военного городка N 9 Котласского гарнизона в муниципальном образовании "Черемушское" Котласского района Архангельской области:
- наружную сеть водопровода протяженностью 9,650 км, г/п N 89;
- сеть горячего водоснабжения протяженностью 1,000 км, г/п N 88а;
- наружную тепловую сеть протяженностью 3,659 км, г/п N 88;
- наружную сеть канализации протяженностью 4,650 км, г/п N 90;
- газоснабжение протяженностью 1,928 км, г/п N 91;
- здание котельной N 1 общей площадью 905,7 кв. м с кадастровым номером 29:07:000000:270 по адресу: Архангельская обл., Котласский р-н, муниципальное образование "Черемушское", стр. 10А;
обязании надлежащего ответчика в течение трех дней с момента вступления в законную силу судебного акта подписать акт приема-передачи на указанные объекты (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
Решением от 15.08.2018 (судья Филипьева А.Б.) исковые требования удовлетворены в части обязания Администрации поселения в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда принять в муниципальную собственность указанные в исковом заявлении объекты недвижимого имущества; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2019 данное решение отменено; в удовлетворении иска отказано.
Учреждение в кассационной жалобе просит отменить постановление от 04.02.2019, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, спорные объекты предназначены для решения вопросов местного значения, находятся в работоспособном состоянии, а вывод апелляционного суда об обратном основан на недопустимых доказательствах; несостоятельны выводы суда об отсутствии у муниципального образования финансово-экономических возможностей для принятия объектов; вопреки утверждению апелляционного суда здание котельной согласно приказу Министерства от 05.06.2018 N 375 передается вместе с земельным участком, на котором оно расположено.
Администрация поселения в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что вывод суда апелляционной инстанции о неудовлетворительном состоянии спорных объектов основан на имеющихся в деле доказательствах, оснований для обязания Администрации поселения принять объекты в муниципальную собственность не имелось.
Администрация района в отзыве на кассационную жалобу также возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на наличие в деле доказательств, подтверждающих, что спорные объекты не предназначены для решения вопросов местного значения, находятся в ненадлежащем техническом состоянии, не позволяющем использование их по назначению.
От Администрации района поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства Администрации района не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение создано в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существовавшего государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы. Основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказами директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24.03.2017 N 841 и от 03.04.2017 N 1001 за Учреждением на праве оперативного управления закреплено имущество согласно приложениям к приказам, в том числе спорные объекты.
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 02.06.2017 N 566 оформлено решение о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Черемушское" объектов недвижимого имущества, расположенных в границах военного городка N 9 и указанных в приложении N 1 к данному приказу; утвержден перечень объектов недвижимого имущества, расположенных в границах военного городка N 9, используемых в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации и не планируемых к передаче в муниципальную собственность (приложение N 2 к приказу).
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 05.06.2018 N 375 внесены изменения в приказ от 02.06.2017 N 566, в перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность муниципального образования "Черемушское" Архангельской области, включено здание котельной N 1 общей площадью 905,7 кв. м с кадастровым номером 29:07:000000:270, расположенное по адресу: Архангельская обл., Котласский р-н, муниципальное образование "Черемушское", стр. 10А.
Письмом от 23.01.2018 Учреждение направило в адрес Администрации поселения акты приема-передачи объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, для рассмотрения и подписания.
Письмом от 22.02.2018 Администрация поселения сообщила Учреждению о принятии Советом депутатов муниципального образования "Черемушское" решения от 27.07.2017 N 28 об отказе в приеме из федеральной собственности в собственность муниципального образования объектов недвижимого имущества, расположенных в границах военного городка N 9 в поселке Савватия Котласского района Архангельской области.
Учреждение, ссылаясь на неисполнение Администрацией поселения обязанности принять в муниципальную собственность объекты военного имущества, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, а именно зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также земельных участков (в том числе незастроенных), находящихся в границах военных городков и в границах земельных участков, используемых для нужд обороны страны, в части, занятой жилыми помещениями, из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ (в редакции, действовавшей в период рассмотрения спора в суде первой инстанции).
С учетом абзаца 39 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), введенного Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ, к указанным выше отношениям по передаче военного недвижимого имущества не применяется порядок безвозмездной передачи имущества из одного уровня собственности в другой, установленный Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Вместе с тем установление Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ особого порядка передачи военного недвижимого имущества не исключает сохранения тех же принципов, на необходимость соблюдения которых обращено внимание в соответствующих актах Конституционного Суда Российской Федерации при формировании правовой позиции, касающейся толкования части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, поскольку предметом регулирования обоих федеральных законов являются отношения по разграничению государственной и муниципальной собственности.
При таком положении суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что имущество, находящееся в федеральной собственности, может быть передано в муниципальную собственность при условии, что имеются объективная необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий и возможность фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
Кроме того, Федеральным законом от 03.08.2018 N 308-ФЗ статья 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ дополнена частью 2.2, согласно которой если здания, не предназначенные для проживания граждан, сооружения находятся в аварийном состоянии, исключающем их дальнейшую эксплуатацию, в собственность субъектов Российской Федерации либо муниципальную собственность передаются земельные участки с расположенными на них указанными зданиями, сооружениями. Таким образом, в настоящее время законодательно подтверждено, что передаче подлежит только такое имущество, состояние которого позволяет использовать его по назначению.
Апелляционный суд, проверив возражения муниципального образования "Черемушское" относительно принятия объектов военного имущества в муниципальную собственность, правомерно посчитал его отказ обоснованным.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующее. Передаваемое имущество находится в неудовлетворительном состоянии. Часть из планируемых к передаче сетей водоснабжения предназначена для обслуживания военного аэродрома, находящегося на закрытой территории военного городка N 10. Допустимые доказательства, однозначно подтверждающие передачу объектов жилищного фонда на территории военного городка N 9 в муниципальную собственность, не представлены. Из всех объектов, для обеспечения потребностей которых предназначены спорные сети и котельная и к которым относятся также объекты, необходимые для обеспечения осуществления полномочий федеральными органами в области обороны страны и безопасности государства, в муниципальную собственность переданы только здание школы и здание детского сада, не использовавшееся после передачи его в 2016 году для размещения дошкольного учреждения по причине аварийного состояния.
При таких обстоятельствах, поскольку истец вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал, что передаваемое имущество объективно необходимо муниципальному образованию для решения вопросов местного значения, является оборотоспособным и эксплуатация этого имущества не повлечет для муниципального образования существенного увеличения расходов в ущерб реализации конституционных функций местного самоуправления, апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для обязания Администрации поселения принять в муниципальную собственность спорное имущество.
Доводы подателя жалобы о неверной оценке апелляционным судом состояния спорных объектов не могут быть приняты во внимание, поскольку относятся к фактической стороне спора, проверка которой в силу статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений главы 7 названного кодекса при исследовании и оценке доказательств апелляционным судом не допущено.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемое постановление законным и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данного судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2019 по делу N А05-4196/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.