25 июня 2019 г. |
Дело N А56-98985/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Чуватиной Е.В.,
судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от индивидуального предпринимателя Вострецова Александра Анатольевича представителя Сухорукова Г.А. (доверенность от 13.03.2019),
рассмотрев 19.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2018 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 (судьи Ракчеева М.А., Изотова С.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-98985/2018,
установил:
Индивидуальный предприниматель Вострецов Александр Анатольевич, ОГРНИП 2177844700335841, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением:
- о признании незаконным оформленного письмом от 11.07.2018 N 9055-18 отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - МТУ Росимущества), в утверждении схемы расположения образуемого земельного участка ориентировочной площадью 4302 кв. м с условным номером 47:07:1703021:36:ЗУ1 на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 47:07:1703021, необходимого для эксплуатации здания площадью 385,7 кв. м с кадастровым номером 47:07:1716001:249 по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп им. Морозова, ул. Чекалова, д. 3, предварительном согласовании предоставления названного участка в собственность заявителю и последующем разделе исходного земельного участка N 3 площадью 2 580 491 кв. м с кадастровым номером 47:07:1703021:36, расположенного по тому же адресу;
- об обязании МТУ Росимущества издать распоряжение об утверждении схемы расположения образуемого земельного участка, согласовать его предоставление в собственность предпринимателю в срок, установленный в пункте 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), принять решение о разделе участка с кадастровым номером 47:07:1703021:36 с последующим образованием в соответствии с представленным межевым планом участка заявленной площади, а затем обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части постановки на государственный кадастровый учет вновь образуемого земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица также привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, место нахождения: 103685, Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1047796345794, ИНН 7710542402 (далее - Росимущество), а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - федеральное государственное унитарное предприятие "Завод имени Морозова", место нахождения: 188679, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп им. Морозова, ул. Чекалова, д. 3, ОГРН 1034700561895, ИНН 4703009607 (далее - Предприятие).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2018 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 данное решение оставлено без изменения,
В кассационной жалобе МТУ Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 23.11.2018 и постановление от 18.02.2019, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы считает, что образование испрашиваемого земельного участка и утверждение схемы его расположения на кадастровом плане территории возможны только на основании распоряжения Росимущества, поскольку площадь исходного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, превышает 10 га.
Суды, по мнению МТУ Росимущества, не учли, что заявителем не были представлены документы, подтверждающие отказ Предприятия от права постоянного (бессрочного) пользования участком.
В отзыве на кассационную жалобе предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Вострецова А.А. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предпринимателю Вострецову А.А. принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 385,7 кв.м с кадастровым номером 47:07:1716001:249, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 26.07.2018 N 78/066/600/2018-3587.
Названное здание расположено на земельном участке общей площадью 2 580 491 кв. м с кадастровым номером 47:07:1703021:36 (далее - Участок).
Согласно сведениям ЕГРН на Участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования Предприятия (выписка из ЕГРН от 26.07.2018 N 78/066/600/2018-3583).
По заданию предпринимателя, имеющего намерение приобрести в собственность земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащего ему здания, в мае 2018 года проведены кадастровые работы в целях раздела Участка, по результатам которых изготовлен межевой план от 29.05.2018.
Предприниматель 09.06.2018 обратился в МТУ Росимущества с заявлением об утверждении схемы расположения вновь образуемого земельного участка (части Участка) на кадастровом плане территории, о предварительном согласовании его предоставления и принятии решения о разделе Участка с установлением его границ в соответствии с межевым планом от 29.05.2018.
Письмом от 11.07.2018 МТУ Росимущества уведомило предпринимателя об отказе в удовлетворении его заявления на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ со ссылкой на наличие у Предприятия права постоянного (бессрочного) пользования Участком и на непредставление заявления данного лица об отказе от соответствующего права.
Полагая названный отказ МТУ Росимущества незаконным и нарушающим право на приобретение в собственность земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования заявителя обоснованными и удовлетворили их.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, когда для решения вопроса о предоставлении земельного участка требуется испрашиваемый земельный участок образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", то в силу указаний, содержащихся в пункте 1 статьи 39.14 ЗК РФ, первоначальным этапом в получении права на земельный участок является процедура подготовки схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка.
Основания, по которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, перечислены в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Согласно подпункту 2 пункта 8 названной статьи (в редакции, действовавшей на дату принятия МТУ Росимущества решения от 11.07.2018) в предварительном согласовании предоставления земельного участка может быть отказано в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Отклоняя доводы МТУ Росимущества о наличии оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на положения подпункта 2 статьи 39.16 ЗК РФ, суды обоснованно указали, что в данном случае право собственника отдельно стоящего здания на приобретение в собственность части Участка, занятой таким зданием и необходимой для его использования, является исключительным, и при его наличии прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на соответствующую часть Участка не требуется.
В соответствии со статьями 11.2, 11.3 ЗК РФ земельные участки из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, образуются в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, или с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Между тем, согласно подпункту 1 пункта 4 той же статьи такое согласие не требуется в случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
Как указано в пункте 7 статьи 11.3 ЗК РФ, в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. Названным пунктом определен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, суды установили, что в отношении территории, на которой расположен образуемый участок, не утвержден проект межевания, а приложенные предпринимателем к заявлениям документы, в том числе подготовленная заявителем схема расположения земельного участка, по форме и содержанию соответствовали требованиям действующего законодательства.
Суды учли позицию Предприятия, которое в отзыве на заявление указало на отсутствие у него возражений относительно образования в границах исходного участка земельного участка площадью 4302 кв.м для обслуживания принадлежащего предпринимателю здания.
При таком положении, а также учитывая отсутствие мотивированных возражений МТУ Росимущества относительно площади подлежащего образованию земельного участка, суды правомерно посчитали оспариваемый отказ незаконным и удовлетворили заявление предпринимателя.
Доводы МТУ Росимущества относительно его полномочий на принятие решений относительно раздела земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка были исследованы судами и мотивированно отклонены.
В соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, предусматривает, что территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2.25 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 N 464, МТУ Росимущества по поручению Росимущества принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше 10 га.
Разграничение полномочий между центральным аппаратом и территориальными подразделениями органа, представляющего федерального собственника, не может являться препятствием для реализации прав заявителя на оформление землепользования, а также исключать обязанность принятия по нему решения в порядке, установленном законом.
Из материалов дела следует, что оспариваемое предпринимателем решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы его расположения принято МТУ Росимущества.
Суды, установив, что названный отказ МТУ Росимущества не соответствует положениям земельного законодательства и нарушает права предпринимателя, руководствуясь частью 5 статьи 201 АПК РФ, обоснованно возложили обязанность по устранению допущенного нарушения прав заявителя на территориальный орган Росимущества.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 по делу N А56-98985/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.