25 июня 2019 г. |
Дело N А56-118373/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Бобарыкиной О.А.,
судей Ломакина С.А., Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети и котельные" представителя Батухтиной Д.М. по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев 18.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети и котельные" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2018 (судья Дашковская С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 (судьи Глазков Е.Г., Савина Е.В., Фуркало О.В.) по делу N А56-118373/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети и котельные", место нахождения: 188650, Ленинградская область, Всеволожский район, город Сертолово, микрорайон Сертолово-1, дом 9, корпус 2, ОГРН 1114703006835, ИНН 4703125360 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Комфорт", место нахождения: 188650, Ленинградская область, Всеволожский район, улица Молодцова, дом 7, корпус 2, ОГРН 1114703006846, ИНН 4703125353 (далее - Компания), о взыскании с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковых требований 127 909 руб. 05 коп. задолженности по договору теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.07.2018 N ТС/01-07-18 (далее - Договор) за июль 2018 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Податель кассационной жалобы, посчитав, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции незаконны и необоснованны, вынесены с нарушением норм материального права; суды не применили закон, подлежащий применению, и применили закон, не подлежащий применению, неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении дела; изложенные в судебных актах выводы не соответствуют обстоятельствам дела; обстоятельства, которые суды посчитали установленными, не доказаны, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Общество указало, что согласно Договору поставляет только коммунальный ресурс - тепловую энергию (мощность) (Гкал) и теплоноситель (куб.м), и не осуществляет поставку коммунальных услуг потребителям. Взаимоотношений между Обществом и потребителями коммунальных услуг, подпадающих под действие жилищного законодательства нет. Между Обществом и Компанией существуют взаимоотношения по поставке коммунального ресурса, регулирующиеся нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договорах, об обязательствах, о договоре энергоснабжения, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями"; далее - Правила N 124), постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации"); постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя"; далее - Правила N 1034) и другими нормативно - правовыми актами в сфере теплоснабжения.
Общество считает, что постановление Правительства Ленинградской области от 11.02.2013 N 25 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области" (далее - Постановление N 25) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2017 N 632, не подлежит применению к деятельности истца, т.к. истец не оказывает коммунальных услуг, а поставляет коммунальный ресурс. Также Общество полагает, что не подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; далее - Правила N 354), т.к. Общество поставляет коммунальный ресурс не напрямую потребителю, а Компании как исполнителю коммунальных услуг. Приведенные в Правилах N 354 формулы расчета платы за коммунальные услуги, выставляемые потребителям, неприменимы к отношениям Общества и Компании.
Общество указало, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг, и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, учитывается, что объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
По мнению Общества, суды, применив положения Постановления N 25 и Правил N 354, нарушили нормы материального права.
При подготовке горячей воды Обществу необходимо приобрести холодную воду у организации водопроводно-канализационного хозяйства, электрическую энергию и мощность у гарантирующего поставщика электроэнергии и газ; указанные затраты не могут быть уменьшены нормативами потребления, т.к. имеют физическое выражение. Общество поставляет Компании конкретное количество коммунального ресурса (1 Гкал, куб.м), на производство которого уже затрачено и оплачено определенное количество воды, электроэнергии и газа. Общество считает, что суды, указав, на отсутствие оснований для возложения на Компанию обязанности по оплате потребленной тепловой энергии в большем размере, чем она получает в оплату услуг от потребителей, и не указав оснований возложения на Общество обязанности по оплате ресурсов, затраченных на реальное количество тепловой энергии на подогрев холодной воды (как компонент горячей воды), поставили ответчика в более выгодное экономическое положение, чем истца.
Общество определяет количество поставленного коммунального ресурса на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Общество указало, что в соответствии с пунктом 111 Правил N 1034 количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
Как отмечает Общество, Компания в возражении на исковое заявление подтвердила, что все многоквартирные дома, находящиеся в ее управлении, оснащены общедомовыми узлами учета тепловой энергии и теплоносителя, производящими учет расхода горячего водоснабжения в куб.м и Гкал; отчеты о теплопотреблении по приборам узлов учета тепловой энергии и теплоносителя за спорный период содержат показания общедомового (коллективного) прибора учета по двум компонентам.
Общество указывает, что приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19.12.2017 N 585-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемые населению, организациям, приобретающим тепловую энергию и горячую воду для предоставления коммунальных услуг населению, на территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области в 2018 году" (далее - Приказ N 585-п) в приложении N 4 в зоне теплоснабжения, горячего водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети и котельные" установлен льготный двухкомпонентный тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую организациям, приобретающим горячую воду для предоставления коммунальных услуг населению муниципального образования "Сертоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - компонент на теплоноситель/холодную воду (руб./куб.м) и компонент на тепловую энергию (руб./Гкал). Общество выставляло Компании счета за поставленный коммунальный ресурс за спорный период с указанием двух компонентов горячей воды - тепловая энергия (Гкал) и теплоноситель (куб.м), исходя из фактических показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем.
До начала судебного заседания в суд от Компании поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором она возражала против ее удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Компания о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество (ресурсоснабжающая организация) и Компания (исполнитель) заключили Договор, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась осуществлять поставку до границы раздела эксплуатационной ответственности с исполнителем коммунального ресурса (тепловая энергия (мощность) и теплоноситель, используемые исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги по топлению и горячему водоснабжению) на объекты исполнителя согласно приложению N 2 к Договору, а исполнитель обязался принимать и оплачивать поставленный коммунальный ресурс.
В соответствии с пунктом 6.4 Договора количество (объем) коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний этого прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам (правообладателям) нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 7.1 Договора стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 8.1 Договора оплата по Договору производится исполнителем до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, в размере стоимости объема фактически потребленного коммунального ресурса на основании счетов и накладных.
В связи с неисполнением Компанией своих обязательств по оплате по Договору за спорный период образовалась задолженность.
Направленная Обществом Компании претензия от 22.08.2018 N 326 с требованием об оплате осталась без удовлетворения, в связи с чем Общество обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, приняв расчет Компании, выполненный в соответствии с Правилами N 354, указал, что стоимость тепловой энергии, потребленной за спорный период, составила 1 197 902 руб. 41 коп., которые Компания уплатила Обществу, в связи с чем Общество заявило об отказе от исковых требований в этой части. На основании изложенного суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции, оставил его решение без изменения.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (статья 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2018 N 305-ЭС17-22548 по делу N А41-19007/2017 указано, что если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, то эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Приказом N 585-п на территории муниципального образования "Сертоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в зоне теплоснабжения Общества для системы горячего водоснабжения без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями установлен одноставочный тариф на тепловую энергию для предоставления коммунальных услуг населению в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 1287,09 руб./Гкал; для системы горячего водоснабжения без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками без полотенцесушителей установлен одноставочный тариф на тепловую энергию для предоставления коммунальных услуг населению в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 1404,10 руб./Гкал. Тариф на теплоноситель/холодную воду для системы горячего водоснабжения без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями, а также для системы горячего водоснабжения без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками без полотенцесушителей в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 установлен в размере 38,64 руб./куб.м.
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) (формула 24 того же приложения).
Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Такой подход к разрешению спорного вопроса приведен Верховным Судом Российской Федерации в определении от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 по делу N А41-27683/2016, а также отражен в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2017.
Нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных домах утверждены Постановление N 25.
Компания является управляющей компанией, производит расчет с населением по горячему водоснабжению в соответствии с Правилами N 354 с использованием утвержденного норматива.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Если такие потери не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 по делу N А56-118373/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети и котельные" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.