27 июня 2019 г. |
Дело N А56-96770/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Журавлевой О.Р.,
судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЭМСИПИ-Медикейр" Антоненко В.В. (доверенность от 31.01.2019),
рассмотрев 26.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭМСИПИ-Медикейр" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2018 (судья Денисюк М.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2019 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Третьякова Н.О.) по делу N А56-96770/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭМСИПИ-Медикейр", ОГРН 1037800020037, место нахождения: 199178, г. Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 29, лит. З, пом. 35-Н, (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным акта камеральной проверки государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд) от 09.07.2018 N 16, а также о признании правомерными действий Общества по применению кода льготы для досрочного назначения трудовой пенсии в отношении медицинских работников заявителя согласно сведениям о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ) за 2017 год.
Решением суда первой инстанции от 24.11.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 15.02.2019 решение суда изменено, прекращено производство по заявлению Общества о признании незаконным акта камеральной проверки Фонда от 09.07.2018 N 16, в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, Общество относится к учреждениям здравоохранения, поскольку оно осуществляет медицинскую деятельность в сфере обязательного медицинского страхования и оказывает медицинскую помощь в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи. Кроме того, Общество включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Фонд надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов рассмотрена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка документов, представленных Обществом для подтверждения права на досрочное назначение страховых пенсий в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По мнению Фонда, Общество не является учреждением, в структуре общества отсутствуют структурные подразделения, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, что не дает права на зачет в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов работы в ООО "ЭМСИПИ-Медикейр". На основании изложенного Фонд пришел к выводу о том, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2017 год, сданные с кодом "Выслуга лет", признаются недостоверными и подлежат корректировке в двухнедельный срок со дня получения акта.
Результаты проверки отражены в акте камеральной проверки от 09.07.2018 N 16.
Не согласившись с законностью акта камеральной проверки от 09.07.2018 N 16, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции, прекратил производство по заявлению Общества о признании незаконным акта камеральной проверки Фонда от 09.07.2018 N 16, в остальной части в удовлетворении заявления отказал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и главы 24 АПК РФ может быть оспорен и признан недействительным арбитражным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в определенной процессуальной форме, содержащий обязательные предписания, распоряжения, направленный на установление, изменение или прекращение правоотношений и влекущий неблагоприятные для заявителя последствия в сфере предпринимательской или экономической деятельности.
Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий, не затрагивают права и законные интересы организаций.
Оспариваемый по настоящему делу акт камеральной проверки от 09.07.2018 N 16, несмотря на наличие в нем указаний на обстоятельства, установленные в ходе проверки, не является тем актом государственного органа, который порождает гражданские права и обязанности и нарушает права и законные интересы заявителя. Акт камеральной проверки по своей природе содержит лишь заключения проверяющего и сам по себе никаких последствий для заявителя не влечет.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно прекратил производство по делу по заявлению Общества о признании незаконным акта камеральной проверки Фонда от 09.07.2018 N 16 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении требований Общества в части применения кода льготы для досрочного назначения трудовой пенсии в отношении медицинских работников заявителя, правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Постановление N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не поименованы "общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие медицинскую деятельность".
Пунктом 6 Правил, утвержденным Постановлением N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В определениях от 29.09.2015 N 1920-О, от 29.09.2016 N 2041-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, которая может осуществляться как в организациях различных форм собственности, так и у индивидуальных предпринимателей, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки. А потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, сами по себе не могут рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
В силу пункта 1 статьи 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью определяется Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
С учетом изложенного следует признать, что общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
В абзаце 1 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (далее - Постановление N 30) разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац 2 пункта 17 Постановления N 30.
Тот факт, что Общество осуществляет в числе прочего медицинскую деятельность в области обязательного медицинского страхования и включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, не изменяет организационно правовой статус заявителя.
Общество также не относится к организациям (не имеет структурных подразделений), поименованным в пункте 6 Правил.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к выводу, что Общество по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункта 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства N 781.
Указанные выводы соответствуют правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в определениях от 11.04.2016 N 89-КГ15-21, от 26.09.2016 N 19-КГ16-20, от 12.01.2017 N 304-КГ16-2503, от 05.02.2018 N 37-КГ17-25.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2019 по делу N А56-96770/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭМСИПИ-Медикейр".
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.