04 июля 2019 г. |
Дело N А66-5166/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
рассмотрев 03.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Тверьэнергокабель" на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.12.2018 (судья Белов О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 (судьи Потеева А.В., Алимова Е.А., Мурахина Н.В.) по делу N А66-5166/2018,
установил:
акционерное общество "Тверьэнергокабель", ОГРН 1026900522406, ИНН 6903030991; адрес: г. Тверь, ул. Сердюковская, д. 15, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным приказа государственного учреждения - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ОГРН 1026900510801, ИНН 6903005360; адрес: г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 31, (далее - Фонд) от 11.12.2017 N 2640/17 "Об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Фонд социального страхования Российской Федерации, ОГРН 1027739443236; адрес: Москва, Орликов пер., д. 3А.
Решением суда первой инстанции от 17.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.03.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, представленный Фондом расчет надбавки к тарифу противоречит фактическим данным о состоянии охраны труда на предприятии.
В отзыве на жалобу Фонд просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 22.12.2017 Обществом получено уведомление Фонда об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год с приложением приказа от 11.12.2017 N 2640/17, согласно которому страхователю устанавливается надбавка к страховому тарифу на 2018 год в размере 18% (т. 1, л. 47-50).
Из последующей переписки между Обществом и Фондом видно, что Фонд производил расчет надбавки на основании данных Общества по состоянию на 01.01.2017, содержащихся в расчетах формы 4-ФСС за 9 месяцев 2017 года.
В свою очередь Общество при заполнении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС (далее - расчет 4-ФСС) за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2017 года в таблице 5 ошибочно не заполнило сведения о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих обязательным предварительным или периодическим осмотрам (строка 2 графа 7), и о количестве работников занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошедших обязательные предварительные или периодические осмотры (строка 2 графа 8) (т. 1, л. 115-129). При этом в расчете за 9 месяцев 2017 года на 1 странице указало общее количество работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, - 66 человек.
В действительности по состоянию на 01.01.2017 специальная оценка условий труда Обществом была произведена и работники ежегодно проходили медицинские осмотры (т. 1, л. 132-165; т. 2, л. 1-104).
В связи с этим Общество 30.01.2018 сдало в Фонд уточненные расчеты, в которых исправило свою ошибку и отразило наличие 66 человек работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные или периодические медицинские осмотры (т. 1, л. 59-73).
Фонд письмом от 07.03.2018 N 08-12/6908-3247 отказался произвести перерасчет надбавки, указав в обоснование на пункт 10 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524, согласно которому размер надбавки к страховому тарифу рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году (т. 1, л. 77).
Общество, полагая, что приказ Фонда от 11.12.2017 N 2640/17 является незаконным и нарушает его права, обратился в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявления, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования:
- на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
- в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно подпункту 18 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан сообщать страховщику обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу, в том числе сведения о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих указанным осмотрам.
На основании пункта 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
Названные Правила устанавливают, что размер скидки или надбавки не может превышать 40 процентов установленного страхового тарифа (пункт 2). Скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года. Такие сведения отражаются страхователем в расчете 4-ФСС (пункт 5). Решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, об установлении скидки - не позднее 1 декабря текущего финансового года (пункт 9). Размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года (пункт 10).
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, изданным во исполнение пункта 3 Правил, утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Методика).
В свою очередь в соответствии с пунктом 2.5 Методики страховщик при расчете надбавки к страховому тарифу должен использовать сведения, отраженные страхователем в соответствующем разделе формы расчета.
В рассматриваемом случае Общество представило расчет 4-ФСС за 9 месяцев 2017 года, в котором, указав на 1 странице общее количество работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами,- 66 человек, не заполнило графу 8 в таблице 5 общее количество работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Сведения представлены Обществом посредством направления в Фонд расчетов в электронной форме.
Поскольку Правила и Методика обязывают страховщика использовать данные, отраженные страхователем в соответствующем разделе формы расчета, Фонд произвел исчисление надбавки к страховому тарифу в размере 18% на основе данных Общества.
Таким образом, законность оспариваемого решения Фонда проверялась судами применительно к обстоятельствам, существовавшим на момент его принятия.
Доводы подателя жалобы о фактическом состоянии охраны труда на предприятии рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 24 Закона N 125-ФЗ при обнаружении страхователем в поданном им в территориальный орган страховщика расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, страхователь вправе внести необходимые изменения в расчет и представить в территориальный орган страховщика уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Общество реализовало право представления страховщику уточненного расчета 4-ФСС и подтверждающих документов к нему.
Фонд Письмом от 07.03.2018 N 08-12/6908-3247 отказался произвести перерасчет надбавки. Указанное решение Фонда в рамках данного дела Обществом не оспаривалось, а его законность судами не проверялась.
Ссылки подателя жалобы на определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 кассационная инстанция считает несостоятельными, поскольку оно принято по обстоятельствам, не тождественным установленным по настоящему делу.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.12.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по делу N А66-5166/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Тверьэнергокабель" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.