04 июля 2019 г. |
Дело N А26-8401/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Асмыковича А.В., Дмитриева В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Власовой Я.В. (доверенность от 13.12.2018), Пономарева П.Н. (доверенность от 25.12.2018),
рассмотрев 03.07.2019 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Терминал Пяжиева-Сельга" и открытого акционерного общества "Российские железные дороги", на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.12.2018 (судья Дементьева А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А26-8401/2018,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском (с учётом уточнения суммы иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Терминал Пяжиева-Сельга", место нахождения: 185511, Республика Карелия, Прионежский р-н, дер. Педасельга, ул. Радиоцентр, д. 6, оф. 2, ОГРН 1161001065037, ИНН 1020014596 (далее - Общество), о взыскании 73 098,64 руб. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, 2 181,45 руб. процентов на сумму долга за период с 26.06.2018 по 20.11.2018, а также процентов до даты фактического исполнения обязательств по оплате задолженности.
Решением от 04.12.2018 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.03.2019 решение изменено в части размера процентов, с Общества в пользу ОАО "РЖД" взыскано 2 086,06 процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 20.11.2018.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить. По мнению подателя кассационной жалобы, судами не проверен и достоверно не установлен факт занятости путей на станции назначения. Кроме того, полагает Общество, задержка вагонов в пути следования в рассматриваемом деле не привела к нарушению сроков доставки.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В поданной кассационной жалобе на постановление ОАО "РЖД" не согласно с расчетом процентов, начисленных в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В судебном заседании представители ОАО "РЖД" поддержали доводы поданной кассационной жалобы.
Жалоба рассмотрена без участия представителей Общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "РЖД" (перевозчик) и Общество (владелец) 27.04.2017 заключили договор N 10ЭП/17/4 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Общества при станции Пяжиева Сельга Октябрьской железной дороги (далее - Договор).
В мае-июне 2018 вагоны, следовавшие в адрес Общества на станцию назначения Пяжиева-Сельга, задерживались перевозчиком на промежуточных станциях вследствие нарушения владельцем технологического срока оборота вагонов. В результате были нарушены сроки доставки вагонов.
Составленные перевозчиком акты общей формы, удостоверяющие указанные обстоятельства, Общество подписало с разногласиями, не приведя при этом причин несогласия с актами.
На основании актов общей формы ОАО "РЖД" начислило Обществу 73 098,64 руб. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава и направила претензии от 08.06.2018 N АФТОМ-4/8-19/14 и от 12.07.2018 N АФТОМ-4/8-19/18 с требованием уплатить эту сумму. В связи с неурегулированием спора в добровольном порядке ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции частично, изменив решение в части начисленных процентов по правилам статьи 395 ГК РФ, откорректировав период их начисления.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами, в частности Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии с частью одиннадцатой статьи 39 УЖД за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части одиннадцатой указанной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть двенадцатая статьи 39 УЖД).
В статье 119 УЖД указано, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения обстоятельств, в том числе связанных с задержкой груза в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть семнадцатая статьи 39 УЖД).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу об обоснованности начисления Обществу платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск.
Доводы Общества о том, что причиной задержки вагонов явилась занятость станционных путей станции Пяжиева-Сельга и невозможность принять состав, в котором находились адресованные Обществу вагоны, а также о том, что причиной задержки вагонов в пути явилось истечение срока доставки вагонов, правомерно отклонены судами, так как являются предположениями и документально не подтверждены.
Суд кассационной инстанции также не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ОАО "РЖД".
Так, суд апелляционной инстанции обосновано заключил, что сроки внесения платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава ни УЖТ, ни Тарифным руководством не установлены. Данными документами регулируется порядок фиксирования обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности лиц, участвующих в перевозочном процессе, а также порядок расчета соответствующей платы.
Согласно статье 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
Учитывая, что в направленных Обществу претензиях от 08.06.2018 и от 13.06.2018 (получены Обществом 15.06.2018 и 18.07.2018 соответственно) ОАО "РЖД" предложило добровольно исполнить требования в четырнадцатидневный срок с момента получения названных претензий, приведенный судом апелляционной инстанции период начисления процентов признается судом кассационной инстанции верным.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Доводы кассационных жалоб Общества и ОАО "РЖД" не опровергают выводов судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. По существу эти доводы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалоб.
Судом кассационной инстанции ОАО "РЖД" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. Поскольку жалоба Дороги оставлена без удовлетворения, то с нее надлежит взыскать 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 по делу N А26-8401/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Терминал Пяжиева-Сельга" и открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, в доход бюджета Российской Федерации 3000 руб. госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.