10 июля 2019 г. |
Дело N А56-23640/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Серовой В.К., Судас Н.Е.,
при участии от открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" Колосовой С.А. (доверенность от 09.07.2019), Будановой Е.Н. (доверенность от 28.12.2018 N 147), от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Телухиной М.И. (доверенность от 20.11.2018 N 336-18), от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Рожен Ю.А. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 09.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2018 (судья Томпакова Г.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 (судьи Попова Н.М., Несмиян С.И., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-23640/2017,
установил:
Открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания", место нахождения: 197376, Санкт-Петербург, улица Инструментальная, дом 3, литера Х, ОГРН 1027804911441, ИНН 7810258843 (далее - ОАО "ОЭК", истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Ленэнерго", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - ПАО "Ленэнерго", ответчик), о взыскании 88 902 463 руб. 68 коп. задолженности, 6 819 161 руб. 76 коп. неустойки, а также неустойки, начисленной с 02.04.2017 по дату фактического исполнения денежного обязательства, исходя из 1/130 ставки рефинансирования.
Определением суда первой инстанции от 28.03.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
- Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, улица Садовая, дом 14/52, литера А, ОГРН 1037851017973, ИНН 7826692894;
- Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, место нахождения: 193311, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1037843016628, ИНН 7825681674.
Решением суда первой инстанции от 26.11.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.02.2019, иск удовлетворен частично, с ПАО "Ленэнерго" в пользу ОАО "ОЭК" взыскано 236 981 руб. 80 коп. задолженности, 156 837 руб. 07 коп. неустойки, неустойка, начисленная с 02.04.2017 по дату фактического исполнения основного обязательства исходя из одной стотридцатой ключевой ставки Банка России, действующей на дату вынесения судебного акта, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ОЭК", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и нарушение ими норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Как указывает податель жалобы, вывод судов о том, что ПАО "Ленэнерго" не должно оплачивать стоимость фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии по точкам поставки, которые не участвовали в тарифном регулировании на 2016 год, противоречит нормам действующего законодательства. Суды не учли, что постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 по делу N А40-212227/2017 признан недействительным приказ Федеральной антимонопольной службы России от 20.12.2016 N 1811/16 "Об отсутствии оснований для отмены приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31.10.2016 N 101-п". Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) 31.10.2016 издан приказ N 101-п "О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2015 N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии по сетям Ленинградской области на 2016 год", в соответствии с которым с 01.11.2016 прекращено действие индивидуальных тарифов между ОАО "ОЭК" и ПАО "Ленэнерго" на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "Ленэнерго" просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Комитет по тарифам Санкт-Петербурга надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представители ОАО "ОЭК" поддержали доводы кассационной жалобы, а представители ПАО "Ленэнерго" и ЛенРТК возражали против ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, отношения между ПАО "Ленэнерго" (заказчик) и ОАО "ОЭК" (исполнитель) в спорный период регулировались договором оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 01.01.2010 N 10-467 (далее - договор), по условиям которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства от точек приема, указанных в приложении N 1 к договору, до точек отпуска, указанных в приложении N 2 к договору, а заказчик обязуется оплачивать оказанные услуги в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных договором, по индивидуальному тарифу, утвержденному для расчетов между сторонами органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
ОАО "ОЭК", ссылаясь на наличие у ПАО "Ленэнерго" 88 902 463 руб. 68 коп. задолженности по оплате услуг, оказанных по договору в период с ноября по декабрь 2016 года, начислив 6 819 161 руб. 76 коп. законной неустойки, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя иск, суды руководствовались Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к выводу об отсутствии у ПАО "Ленэнерго" (заказчик) обязанности оплачивать стоимость услуг по тем точкам поставки, расходы на содержание которых не учитывались регулирующим органом при определении необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ОАО "ОЭК" (исполнитель) в целях утверждении соответствующего тарифа на 2016 год. Отказывая во взыскание 87 494 786 руб. 57 коп. стоимости услуг по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области за ноябрь-декабрь 2016 года, суды приняли во внимание факт лишения ОАО "ОЭК" статуса сетевой организации на территории Ленинградской области и отсутствие у него индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО "ОЭК" и ПАО "Ленэнерго" в спорный период являлись смежными территориальными сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии.
Приказом ЛенРТК от 30.12.2015 N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области" (далее - Приказ N 535-п) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год, НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, долгосрочные параметры регулирования (в том числе для ОАО "ОЭК"), индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2016 года, в том числе для пары "ОАО "ОЭК" - ПАО "Ленэнерго".
В силу естественно-монопольной деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии (тарифы) устанавливается государством путем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решения об установлении тарифа (далее - тарифного решения). Тарифы рассчитываются как соотношение экономически обоснованных затрат сетевой организации на оказание услуг и ожидаемых объемов перетока электроэнергии. Услуги оказываются посредством использования объектов электросетевого хозяйства. При установлении тарифов принимаются те объекты электросетевого хозяйства, которые находятся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения. Данные выводы следуют из статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункта 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ, пунктов 6, 46-48 Правил N 861, пункта 3 Основ ценообразования.
Тарифы устанавливаются по инициативе регулируемой организации и при ее непосредственном участии, что позволяет ей своевременно отстаивать свои права, знать о принятом решении и, как следствие, планировать свою деятельность (пункты 12, 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178; далее - Правила регулирования тарифов).
Тарифным решением по существу утверждается план экономической деятельности сетевой организации, придерживаясь которого (в том числе в части, касающейся состава используемого электросетевого оборудования) сетевая организация вправе рассчитывать на получение НВВ за счет оплаты потребителями оказываемых ею услуг. Этот интерес сетевой организации законен и подлежит судебной защите.
Согласно пунктам 8 и 35 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел; тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов.
Следовательно, сетевая организация вправе претендовать на получение платы за услуги, оказанные посредством объектов электросетевого хозяйства, затраты на содержание и эксплуатацию которых учтены при утверждении тарифного решения. Сведения о таких объектах должны содержаться в материалах тарифного дела.
Прочие объекты эксплуатируются по правилам, установленным для владельцев объектов электросетевого хозяйства. Так, в силу пункта 6 Правил N 861 до установления тарифа владельцы объектов электросетевого хозяйства не вправе препятствовать перетоку через их объекты электроэнергии для потребителя, не вправе требовать за это оплату, не вправе оказывать услуги по передаче электроэнергии.
Иной подход позволил бы сетевым организациям получать тариф на услуги по передаче электроэнергии по одним сетям, а фактически оказывать услуги с использованием и тех, что не учтены в тарифном решении, что противоречило бы сути государственного ценового регулирования электросетевой деятельности.
С 2008 года в субъектах Российской Федерации оплата услуг по передаче электроэнергии осуществляется по котловой экономической модели взаиморасчетов (приказ ФСТ России от 31.07.2007 N 138-э/6, информационное письмо ФСТ России от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии"). Согласно этой модели все потребители услуг по передаче электроэнергии, относящиеся к одной группе, оплачивают эти услуги по единому (котловому) тарифу, за счет которого осуществляется сбор НВВ сетевых организаций региона, входящих в "котел". Полученная котловая выручка распределяется между смежными сетевыми организациями через индивидуальные тарифы, обеспечивая тем самым НВВ каждой из них (пункт 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний). Все сетевые организации региона, вошедшие в "котел", в расчетах должны следовать котловой модели взаиморасчетов.
Утвержденное тарифное решение по существу представляет собой сбалансированный план экономической деятельности электросетевого комплекса региона на период регулирования.
Таким образом, правомерность требований сетевых организаций по оплате услуг может быть установлена при сопоставлении их фактической деятельности с теми запланированными действиями, которые были признаны экономически обоснованными при утверждении тарифного решения
Интерес сетевых организаций в определении надлежащего размера тарифа обеспечивается правом на непосредственное участие в процедуре утверждения тарифного решения и на его обжалование. Этим же определяется обязанность сетевых организаций в дальнейшем придерживаться в своей деятельности установленных параметров.
Согласно пункту 7 Правил регулирования тарифов цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
Поскольку императивными нормами установлено, что оплата услуг по передаче электрической энергии, оказанных сетевой организацией смежной сетевой организации, осуществляется посредством распределения с применением индивидуальных тарифов денежных средств, уплаченных потребителями по единому (котловому) тарифу, следует признать, что если при установлении единых (котловых) тарифов на спорный период в НВВ ОАО "ОЭК" не учитывалось оказание услуг по определенным точкам поставки, у ПАО "Ленэнерго" не возникло обязанности оплатить данные услуги за счет средств, полученных от потребителей в спорном периоде.
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров, что должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по не зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Таким образом, оплата фактически оказанных ОАО "ОЭК" услуг обеспечивается мерами тарифного регулирования, а именно - установлением тарифов на услуги истца на следующий период регулирования.
Иной подход, влекущий перераспределение котловой выручки не в соответствии с тарифным решением, нарушает сам принцип государственного ценового регулирования услуг по передаче электрической энергии.
Приказом ЛенРТК от 31.10.2016 N 101-П ОАО "ОЭК" с 01.11.2016 лишено статуса сетевой организации на территории Ленинградской области путем внесения изменений в Приказ N 535-п в части исключения размера необходимой валовой выручки ОАО "ОЭК" на 2016 год в приложении N 5 Приказа N 535-п, а также индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемых ОАО "ОЭК" ПАО "Ленэнерго", в приложении N 6 к Приказу N 535-п.
Поскольку с 01.11.2016 отсутствует установленный в законном порядке индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии между ОАО "ОЭК" и ПАО "Ленэнерго", истец не может оказывать услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области и требовать от ответчика плату за эти услуги.
Довод подателя жалобы о том, что постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 по делу N А40-212227/2017 с 01.11.2016 восстановлен статус ОАО "ОЭК" как территориальной сетевой организации, опровергается содержанием указанного судебного акта.
Как указал Девятый арбитражный апелляционный суд, требование ОАО "ОЭК" о выдаче предписания Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области установить ОАО "ОЭК" долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области с учетом выпадающих доходов с 01.11.2016 в заявленном виде удовлетворению не подлежит, поскольку не вытекает из основного требования.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 по делу N А56-23640/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.