16 июля 2019 г. |
Дело N А56-115840/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
при участии лично индивидуального предпринимателя Багратуни А.В. (паспорт) и его представителя Бултаковой О.Г. (доверенность от 03.12.2018), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Полтарецкого С.В. (доверенность от 11.01.2019 N 288), от администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области Лебедевой Г.В. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 10.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2018 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-115840/2018,
установил:
Индивидуальный предприниматель Багратуни Арно Валериевич, ОГРНИП 304471335700082, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 08.08.2018 по делу N 1033-03-6955-РЗ/18.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, место нахождения: 188560, Ленинградская обл., г. Сланцы, Почтовый пер., д. 3, ОГРН 1054700454940, ИНН 4713008137 (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 14.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.04.2019, заявленные предпринимателем требования удовлетворены, решение УФАС от 08.08.2018 по делу N 1033-03-6955-РЗ/18 признано недействительным; с УФАС в пользу предпринимателя взыскано 300 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе УФАС, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 14.12.2018 и постановление от 01.04.2019.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами неверно истолкованы положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Управление считает, что участнику закупки не позволено указывать по своему усмотрению сведения о конкретных значениях показателей товаров, используемых при выполнении работ, даже если такие показатели не будут соответствовать требованиям документации о закупке. УФАС не согласно с выводом судов о том, что указанное предпринимателем в заявке значение показателя "Предельные отклонения по длине камней" для бортовых камней БВ 100.30.15 (соответствующие ГОСТ 6665-91), соответствует требованиям аукционной документации. Как указывает УФАС, установленное заказчиком требование в аукционной документации применительно к названному показателю не может рассматриваться как требование к вариантам значений и должно было быть указано предпринимателем без изменений, как этого требует инструкция по заполнению первой части заявки; изменив значение спорного показателя, предприниматель нарушил требования инструкции по заполнению первой части заявки, в связи с чем комиссия заказчика правомерно отклонила его заявку.
В судебном заседании представители УФАС и Администрации поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а предприниматель Багратуни А.В. и его представитель возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Администрация 05.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru разместила извещение (с учетом изменений) N 0145300001918000129 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству территорий в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" и аукционную документацию; начальная (максимальная) цена контракта составила 24 159 897 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018 N 0145300001918000129-01 заявка N 3 предпринимателя Багратуни А.В. отклонена; предпринимателю отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с данным протоколом в нарушение требований пункта 5.2 аукционной документации, инструкции по заполнению первой части заявки в заявке предпринимателя указаны сведения, не соответствующие требованиям документации об электронном аукционе, например, в части указания в позиции N 6 приложения N 1 к техническому заданию значения показателя "Предельные отклонения по длине камней" для бортовых камней БВ 100.30.15.
Предприниматель Багратуни А.В. обратился в УФАС с жалобой на действия аукционной комиссии при проведении вышеуказанного электронного аукциона, выразившиеся в незаконном отклонении заявки предпринимателя на участие в нем.
Решением УФАС от 08.08.2018 по делу N 1033-03-6955-РЗ/18 жалоба индивидуального предпринимателя Багратуни А.В. признана необоснованной.
Суды первой и апелляционной инстанций, установили, что указанный предпринимателем в первой части заявки диапазон значений спорного показателя отвечает требованиям аукционной документации, а также требованиям соответствующего ГОСТа, и удовлетворили заявленные Багратуни А.В. требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы УФАС.
Согласно части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения таких показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Как указано в пункте 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ) (подпункт "а"); конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе (подпункт "б").
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации (пункт 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
Суды установили и отражено в оспариваемом решении УФАС, что предпринимателю Багратуни А.В. было отказано в допуске к участию в аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ ввиду несоответствия заявки требованиям аукционной документации, при этом в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе указано следующее: "Например, по позиции N 6 приложения N 1 к техническому заданию в части указания в заявке "предельных отклонений по длине камней" для "Бортовых камней БР 100.30.15".
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что значение спорного показателя указано предпринимателем с нарушением требований инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Как следует из пункта 5.2 аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
В соответствии с пунктом 7.1 документации об электронном аукционе инструкция по заполнению первой части заявки содержится в техническом задании (приложении N 1 к техническому заданию аукционной документации).
В позиции N 6 приложения N 1 к техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ" указан товар - бортовые камни БВ 100.30.15, соответствующие ГОСТ 6665-91.
Применительно к характеристике указанного товара "Предельные отклонения по длине камней" в аукционной документации указано такое значение показателя - "должны быть не более +6 и не более -6" (данное значение показателя располагается в столбце 4 таблицы технических характеристик товаров "Требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров").
Как видно из материалов дела, индивидуальный предприниматель Багратуни А.В. в своей заявке применительно к данной характеристике товара указал значение "+6_-6".
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в спорном электронном аукционе участник закупки при указании в заявке конкретных значений характеристик товаров по показателям, требования к которым указаны в столбце "Требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров", должен указать единицы измерения, соответствующие техническим заданию, регламентам, стандартам и иным требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, наименование показателей (характеристик) товара без изменения, значения показателей (характеристик) товара, соответствующие требованиям технического задания (описания объекта закупки).
В случае если требование к показателям (характеристикам) товара, установленное при описании объекта закупки, не может рассматриваться согласно инструкции по заполнению первой части заявки как требование к максимальному и/или минимальному значению показателей (характеристик) товаров или как требование к вариантам значений показателей (характеристик) товара, участник закупки указывает значение показателя (характеристики) товара без изменений.
Между тем приведенное заказчиком описание спорного показателя "не более +6 и не более -6" предполагает наличие только одного максимального значения этого показателя - "-6", поскольку любое число в диапазоне "от -5 до + 6" будет более "-6" (из двух отрицательных чисел больше то, числовой модуль которого меньше). При этом в аукционной документации установлено требование о соответствии характеристик бортового камня БВ 100.30.15 требованиям ГОСТ 6665-91.
В инструкции по заполнению первой части заявки определено, что для предельных отклонений необходимо указать значение отклонения в сторону уменьшения и значение отклонения в сторону увеличения в соответствии с требованиями такой инструкции.
Согласно пункту 1.3.23 "ГОСТ 6665-91. Межгосударственный стандарт. Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" значения действительных отклонений геометрических параметров камней не должны превышать предельных, указанных в таблице 4 указанного ГОСТа. В соответствии с данной таблицей значение предельного отклонения от линейного размера камней, длиной 1000 мм, составляет и указано как "+/- 6".
Судами двух инстанций установлено, что указанное предпринимателем значение спорного показателя соответствует требованиям ГОСТ 6665-91, при этом показатель "-6" - это значение предельного отклонения в сторону уменьшения, а показатель "+6" - это значение предельного отклонения в сторону увеличения.
С учетом изложенных обстоятельств суды двух инстанций обоснованно констатировали, что указанное предпринимателем Багратуни А.В. значение показателя "Предельные отклонения по длине камней" соответствовало требованиям аукционной документации и ГОСТ 6665-91. В этом случае у Администрации отсутствовали правовые основания для отклонения заявки предпринимателя на участие в аукционе, а у Управления - признания жалобы предпринимателя необоснованной.
Доводы, приведенные УФАС в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях, им дана надлежащая правовая оценка. Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, поэтому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 по делу N А56-115840/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.