17 июля 2019 г. |
Дело N А56-80687/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Пастуховой М.В., Судас Н.Е.,
при участии от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Попова Е.В. (доверенность от 01.01.2019 N 604-2019),
рассмотрев 15.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2018 (судья Бобарыкина О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 (судьи Глазков Е.Г., Савина Е.В., Фуркало О.В.) по делу N А56-80687/2018,
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", место нахождения: 198188, Санкт-Петербург, Броневая ул., д. 6, лит. Б, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 83, ОГРН 1089847243364, ИНН 7838410142 (далее - Жилкомсервис), о взыскании 139 883 315 руб. 00 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию за период с июля 2017 года по март 2018 года (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Петербургский дом", место нахождения: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 16/30, лит. А, пом. 33Н (далее - Общество).
Решением суда от 28.11.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019, с Жилкомсервиса в пользу Компании взыскано 114 385 622 руб. 77 коп. задолженности и 15 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано. В доход федерального бюджета с Компании взыскано 21 456 руб. государственной пошлины, с Жилкомсервиса - 163 544 руб. государственной пошлины.
В кассационной жалобе Компания ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит изменить решение и постановление в части отказа во взыскании 414 968 руб. 06 коп. задолженности и взыскать с суммарно 114 800 590 руб. 83 коп., а в остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Как указывает податель жалобы, Компания рассчитывала теплопотребление указанных Жилкомсервисом нежилых помещений в многоквартирных домах на нужды горячего водоснабжения (далее - ГВС) исходя из фактических значений, определенных по показаниям общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) (контрольные данные по линии ГВС). При этом общедомовые узлы учета тепловой энергии, на основании которых велся расчет, измеряют общее количество тепловой энергии, потребленное многоквартирным домом на все нужды, и дополнительно - количество тепловой энергии, фактически содержавшееся в теплоносителе на линии ГВС.
По мнению подателя жалобы, в данном случае единственным значением из показаний ОДПУ в части учета количества потребленной соответствующими многоквартирными домами тепловой энергии возможно использовать только общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на все нужды, то есть отопления и горячего водоснабжения. В данной ситуации имеются все условия для использования вышеуказанных положений абзаца пятого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По мнению Компании, если Жилкомсервис полагает, что в январе - марте 2018 года образовалась разница между начислениями Компании по нежилым помещениям в отношении тепловой энергии на нужды ГВС исходя из фактических значений, определенных по показаниям ОДПУ, и аналогичными начислениями согласно расчету Жилкомсервиса исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды, то такую разницу (в Гкал) Жилкомсервис обязан был в силу положений абзаца пятого пункта 42(1) Правил N 354 (при распределении общего количества тепловой энергии, потребленной тем или иным многоквартирным домом на все нужды, между жилой и встроенной частью и распределении ее в зависимости от нужд, на которые она была потрачена) направить в счет количества тепловой энергии, затраченной на отопление, и предъявить ее к оплате собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В отзыве на кассационную жалобу Жилкомсервис просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы кассационной жалобы.
Жилкомсервис и Общество надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Компанией (энергоснабжающей организацией) и Жилкомсервисом (абонентом) 01.08.2008 заключен договор теплоснабжения в горячей воде N 7921 в редакции дополнительных соглашений и протоколов согласования разногласий (далее - Договор), по условиям которого энергоснабжающая организация обеспечивает подачу абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде по адресам, указанным в приложении N 2 к Договору (жилые дома со встроенными помещениями), а абонент обязуется своевременно оплачивать потребляемую энергию в соответствии с условиями Договора.
В период с июля 2017 года по март 2018 года Компания поставила на объекты абонента тепловую энергию на общую сумму 250 848 598 руб. 64 коп., которая абонентом не была оплачена в полном объеме.
Претензия Компании от 19.04.2018 N 0859-02/152-13 с требованием погасить образовавшуюся задолженность оставлена Жилкомсервисом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции стороны провели сверку расчетов, проверили правомерность начислений и разнесения платежей за спорный период. Компания представила акт сверки, из которого следует, что по состоянию на 14.11.2018 задолженность Жилкомсервиса по оплате коммунального ресурса за период с января по март 2018 года составила 114 810 213 руб. 33 коп.
После проведения указанной сверки размер исковых требований Компанией в порядке статьи 49 АПК РФ не уточнялся.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично, в размере 114 385 622 руб. 77 коп., в остальной части в удовлетворении иска отказал.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебные акты обжалуются Компанией только в части отказа в удовлетворении требований на сумму 414 968 руб. 06 коп.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Услугами по теплоснабжению в горячей воде в данном случае обеспечивалось население жилых домов, в связи с чем к правоотношениям сторон применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила N 354.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные положения действующего законодательства в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги ГВС.
В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
Разногласия сторон возникли по объему (количеству) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Как следует из расчета, представленного Жилкомсервисом, последний осуществлял расчет количества тепловой энергии в соответствии абзацем пятым пункта 42(1) Правил N 354, которым предусмотрено, что при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения и наличии общедомового прибора учета объем потребленного коммунального ресурса на отопление определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
Компания же рассчитывала теплопотребление указанных Жилкомсервисом нежилых помещений на нужды ГВС исходя из фактических значений, определенных по показаниям ОДПУ.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе ГВС устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы ГВС, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по ГВС, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 Приложения 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по ГВС в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 Приложения 2 к Правилам N 354.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему ГВС многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для ГВС, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Следовательно, отсутствуют основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, руководствоваться показаниями ОДПУ, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в многоквартирный дом в целях оказания услуги по ГВС.
Соответствующая правовая позиция изложена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) и в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, от 25.04.2018 N 305-ЭС17-22548, от 11.07.2018 по делу N 305-ЭС18-3486.
Довод подателя жалобы о необходимости одновременного перерасчета количества тепловой энергии, затраченной на цели отопления, с ссылкой на положения абзаца пятого пункта 42(1) Правил N 354, подлежит отклонению, поскольку Компанией заявлены требования о взыскании задолженности на основании выставленных им документов (счетов-фактур), в которых отражены заявленные им объемы теплоснабжения в разбивке по домам, субабонентам и прочее. Кроме того, Компанией не представлены расчеты, из которых было бы видно, как должны измениться объемы тепловой энергии на цели отопления при уменьшении объемов тепловой энергии на цели ГВС, а также заявленные им ко взысканию суммы с учетом того, что тариф для населения и для пользователей нежилых помещений различается.
Суды установили, что позиция Компании в отношении расчета количества тепловой энергии на ГВС нежилых помещений противоречит пункту 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5(2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении требований в части взыскания 114 385 622 руб. 77 коп. задолженности.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 по делу N А56-80687/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.