18 июля 2019 г. |
Дело N А44-9613/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
рассмотрев 17.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.12.2018 (судья Киселева М.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А44-9613/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Альтернатива", место нахождения: 173003, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., 5/1, ОГРН 1075321002525, ИНН 5321116380 (далее - ООО "МЦ "Альтернатива", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Министерству здравоохранения Новгородской области, место нахождения: 173007, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, 1, оф. 463, ОГРН 1025300805166, ИНН 5321028960 (далее - Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в указании в приложении N 1 лицензии от 05.10.2018 N ЛО-53-01-001277 условий оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи и первичной специализированной медико-санитарной помощи, и о возложении обязанности на Министерство переоформить лицензию в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение N 291), типовой формы лицензии, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 826 и заявления о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, не связанным с добавлением новых работ (услуг) от 16.03.2018.
Решением суда первой инстанции от 12.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.03.2019, заявленные требования Общества удовлетворены: действия Министерства, выразившиеся в указании в приложении N 1 к лицензии от 05.10.2018 N ЛО-53-01-001277 условий оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи и первичной специализированной медико-санитарной помощи, признаны незаконными. В порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем переоформления лицензии от 05.10.2018 N ЛО-53-01-001277. Кроме того, судом с Министерства в пользу Общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить судебные акты и принять по делу новое решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением судами норм материального права, поскольку указание Министерством на бланке спорной лицензии условий оказания услуг не противоречит требованиям действующему законодательства применительно к положениям Закона N 99-ФЗ и Положения N 291.
Представители Общества и Министерства, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО "МЦ "Альтернатива" выдана лицензия от 27.02.2014, на осуществление медицинской деятельности, в приложении к которой поименованы работы (услуги), выполняемые при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (том дела I; листы 18, 19).
Общество 16.03.2018 направило в адрес Министерства заявление о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, не связанным с добавлением новых работ (услуг) (том дела I; листы 11-13).
Уведомлением от 27.04.2018 N ЗН-2739-И Министерство возвратило Обществу заявление и прилагаемые документы по причине непредставления документов, указанных в статье 18 Закона N 99-ФЗ.
Общество действия Министерства обжаловало в судебном порядке, решением Арбитражного суда Новгородской области от 18.07.2018 по делу N А44-4114/2018 данное уведомление признано незаконным, суд возложил на Министерство обязанность переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности в соответствии с Законом N 99-ФЗ и Положением N 291.
Во исполнение названного решения, Министерство 05.10.2018 переоформило лицензию на осуществление медицинской деятельности N ЛО-53-01-001277 (том дела I; листы 9, 10). При этом в приложении N 1 лицензии виды работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, ограничены условием их осуществления - в амбулаторных условиях.
Не согласившись с указанным ограничением, Общество оспорило действия Министерства в арбитражном суде.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и пришел к выводу о незаконности действий Министерства. Суд счел, что указание в лицензии от 05.10.2018 N ЛО-53-01-001277 условия оказания медицинских услуг (работ) только в амбулаторных условиях незаконно, противоречит Закону N 99-ФЗ, Положению N 291 и требованиям к оформлению типовой формы лицензии, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 826. При этом суд принял во внимание имеющий для настоящего дела преюдициальное значение судебный акт по делу N А44-4147/2016 (применительно к установленным в нем обстоятельствам). Суд также обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав Общества в порядке статьи 201 АПК РФ.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, согласился с выводами суда в полном объеме.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 2 статьи 69, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 9 упомянутого Закона лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Закона.
Согласно статье 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (часть 3 статьи 19 Закона N 99-ФЗ).
Из части 9 указанной статьи следует, что при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Судами установлено, что подавая 16.03.2018 заявление о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, Общество не указывало конкретные условия оказания медицинской помощи, полагая, что имеет право на осуществление медицинской деятельности, как в амбулаторных условиях, так и в условиях дневного стационара, поскольку выданная ранее в 2012 году лицензия N ЛО-53-01-00461 также не содержала указаний об условиях оказания медицинской помощи.
На основании части 2 статьи 12 Закона N 99-ФЗ положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Приложение к Положению N 291 содержит Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, подлежащих лицензированию.
Апелляционный суд правильно акцентировал внимание на том, что в указанном Положении условия оказания первичной медико-санитарной, специализированной помощи не регламентированы, виды медицинской деятельности не классифицированы в зависимости от условий их оказания.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи (часть 1).
К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь (часть 2).
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (часть 3).
Таким образом, в силу части 3 статьи 31 Закона N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь может оказываться как в амбулаторных условиях, так и в условиях дневного стационара, аналогичная возможность предусмотрена и частью 6 статьи 33 названного Закона.
Пунктом 10 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543Н, предусмотрено, что первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды: первичная доврачебная медико-санитарной помощь, первичная врачебная медико-санитарная помощь и первичная специализированная медико-санитарная помощь.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 291 приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н (далее - Приказ N 121н) утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Требования).
Названные Требования установлены к организации и выполнению вышеуказанных работ (услуг) и применяются в целях лицензирования медицинской деятельности.
В Требованиях перечисляются работы (услуги) при оказании первичной медико-санитарной помощи, оказываемые в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с письмом Минздрава России от 23.07.2013 N 12-3/10/2-5338 издание Приказа N 121н не влечет за собой необходимость переоформления лицензий на осуществление медицинской деятельности, если отсутствуют основания, установленные частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 15 Закона N 99-ФЗ лицензии оформляются на бланках, являющихся документами строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (типовой форме).
В данном случае типовой формой лицензии, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 826, не предусмотрено указание на условия оказания лицензируемых видов работ.
При этом, в соответствии с содержанием указанной формы лицензия может иметь приложения, являющиеся ее неотъемлемой частью (о чем делается соответствующая запись) и содержащие информацию о лицензиате, предусмотренную статьей 15 Закона N 99-ФЗ, а также федеральными законами, устанавливающими особенности лицензирования отдельных видов деятельности, указанными в части 4 статьи 1 названного Закона.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные судами при рассмотрении дела N А44-4147/2016, являются преюдициальными для настоящего спора и не подлежат доказыванию вновь.
В рамках дела N А44-4147/2016 суд констатировал следующее:
- Обществу в 2012 году выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности N ЛО-53-01-00461, в соответствии с которой ему предоставлено право на работы (услуги), перечисленные в Приложении N 1 к данной лицензии; указанная лицензия была предоставлена Обществу на бессрочный срок и не содержала указаний об условиях оказания медицинской помощи;
- исходя из представленных Обществом документов, у организации с 2010 года имелись и имеются условия для оказания указанных в лицензии медицинских работ (услуг) как в условиях дневного стационара, так и в амбулаторных условиях;
- несмотря на отсутствие законной необходимости, Обществом были переоформлены имеющиеся лицензии и получены лицензии от 05.11.2013 N ЛО-53-01-000645 и от 27.02.2014 N ЛО-53- 01-00694, в которых отсутствует указание на право оказания медицинских услуг в условиях дневного стационара (указано только в амбулаторных условиях). При этом, условия оказания медицинской помощи в период с 2012 года по настоящее время у Общества не изменились;
- исходя из представленных Обществом документов, у организации с 2010 года имелись и имеются условия для оказания указанных в лицензии медицинских работ (услуг) как в условиях дневного стационара, так и в амбулаторных условиях;
- представленные Обществом дополнительные материалы свидетельствуют о том, что оно в спорный период имело право и возможность оказывать медицинские услуги дневного стационара.
На основании вышеуказанных обстоятельств, наличия санитарно-эпидемиологического заключения от 09.10.2013 N 53.01.01.000.М.000219.10.13, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области, с учетом наличия иных судебных актов (вынесенных применительно к осуществляемой Обществом деятельности) суды установили факт правомерности осуществления Обществом медицинской деятельности, в том числе оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи и первичной специализированной медико-санитарной помощи как в амбулаторных условиях, так и в условиях дневного стационара.
В связи с подтверждением права оказания Обществом услуг в условиях дневного стационара (с 2012 года), суды пришли к обоснованному выводу о том, что указание в лицензии от 05.10.2018 условия оказания поименованных услуг только в амбулаторных условиях незаконно, противоречит Закону N 99-ФЗ и Положению N 291.
Выводы судов по существу спора отвечают приведенным нормативным положениям, основаны на полном установлении фактической стороны дела.
Суды сочли доводы Общества правильными; оспариваемые действия Министерства не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Общества в экономической сфере.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.12.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по делу N А44-9613/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства здравоохранения Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.