24 июля 2019 г. |
Дело N А21-13134/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.07.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 23.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "МАЯК" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.02.2019 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу N А21-13134/2018,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Маяк", место нахождения: 238340, Калининградская область, город Светлый, улица Ленина, дом 20, ОГРН 1153926022535 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 31.08.2018 N ЖК-2/1745/ЖСА по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением суда первой инстанции от 05.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.03.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Министерство, с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 09.08.2018 N 3210-о) на основании приказа от 16.08.2018 N 4003 в отношении Предприятия была проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки было установлено нарушение Предприятием требований части 7 статьи 156, части 1 статьи 162, части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации; подпунктов "а" и "б" пункта 3 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; подпункта "ж" пункта 4 "Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416; пункта 17 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Предписанием от 31.08.2018 N ЖК-2/1745/ЖСА Предприятию предложено в срок до 30.10.2018 устранить выявленные нарушения - произвести перерасчет (снятие) платы всем жильцам (собственникам/нанимателям) многоквартирного дома 1 по Спортивному переулку в поселке Волочаевское в Светловском ГО за "работы по предписаниям" в размере 20,98 руб. с кв. м с июля 2018 года за весь период незаконных начислений, копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета, предоставить в Министерство.
Предприятие не согласилось с предписанием Министерства, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды пришли к выводу о законности предписания и отказали Предприятию в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Жилищный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" даны разъяснения, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае судами установлено, что Предприятие в отсутствие решения собственников выставило увеличенную плату в размере 20,98 руб. с кв.м. за работы (услуги) по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества.
Исходя из того, что нормами жилищного законодательства, имеющего приоритет по отношению к нормам гражданского законодательства при регулировании жилищных отношений, не предусматривается право управляющих организаций на одностороннее изменение размера платы за содержание общего имущества по договору, заключенному с гражданами-потребителями, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 по делу N А21-13134/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "МАЯК" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.