23 июля 2019 г. |
Дело N А56-114882/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
при участии от Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Кушнир Е.Е. (доверенность от 26.12.2018 N 01-35-3812/18-0-0), от общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт" Осипова Е.А. (доверенность от 26.02.2019 N 104),
рассмотрев 17.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 по делу А56-114882/2018 (Зотеева Л.В., Протас Н.И., Сомова Е.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт", место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, Аптекарская наб., д. 8, лит. А, ОГРН 1027809206457, ИНН 7825439514 (далее - Общество, ООО "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный, ОГРН 1037869018219, ИНН 7830002423 (далее - Комитет), о демонтаже объекта для размещения информации от 07.06.2018 N 06-23-9014/18.
Решением Арбитражного суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2018 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 решение суда первой инстанции от 27.12.2018 отменено; предписание Комитета от 07.06.2018 N 06-23-9014/18 признано недействительным.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление от 19.03.2019 и оставить в силе решение от 27.12.2018. По мнению подателя жалобы, установка и эксплуатация любого объекта для размещения информации допускается только при наличии разрешения, выдаваемого Комитетом, поскольку любой объект для размещения информации оказывает влияние на внешний облик города и на условия жизнедеятельности в нем. Комитет настаивает на том, что Общество не вправе по своему усмотрению установить на своей автозаправочной станции (далее - АЗС) вывеску любого вида и любого размера, пренебрегая интересами сохранения внешнего облика города.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, сотрудниками Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городская реклама и информация" на принадлежащей Обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права серии 78-АБ N 241214) АЗС, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 37, корп. 1, лит. А, выявлен факт эксплуатации объектов размещения информации (флагшток на газоне "Лукойл") без разрешений, выданных уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
В связи с выявленным нарушением Комитет выдал Обществу предписание от 07.06.2018 N 06-23-9014/18 о демонтаже объекта для размещения информации, установленного, перемещенного или эксплуатируемого без разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации.
Не согласившись с указанным предписанием Комитета, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания Комитета, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления. В частности суд исходил из того, что пунктом 2.6 Приложения N 2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961) к элементам благоустройства относятся, в том числе, объекты для размещения информации, к которым отнесены, в частности, вывески, указатели, меню, пилоны автозаправочных станций, пилоны автодилеров, информационные щиты и стенды, знаки адресации, установка которых в силу пункта 2.3.5.8.11 названных Правил допускается только при наличии разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а следовательно, Общество допустило нарушение, не согласовав размещение указанных флагов, которые подлежат демонтажу.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции и отменил решение от 27.12.2018.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Комитета не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу пункта 27.2 Правил N 961 на территории Санкт-Петербурга запрещена самовольная установка элементов благоустройства.
Согласно пункту 27.8.7 Правил N 961 при подтверждении самовольной установки (размещения) элементов благоустройства на территории Санкт-Петербурга уполномоченное лицо вручает (направляет) собственнику элемента уведомление о демонтаже самовольно установленного (размещенного) элемента благоустройства по форме в соответствии с приложением N 2 к настоящему Перечню (далее - уведомление) и копию акта выявления с установлением срока самостоятельного освобождения земельного участка.
Размещение флагштоков с фирменными вымпелами предусмотрено Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 01.08.2001 N 229 (далее - Правила N 229).
В пункте 3.3 названных Правил указано, что допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами организации.
Пунктами 1.1 - 1.3 Правил N 229 установлены требования к эксплуатации АЗС, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке. Положения и требования указанных Правил распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей. Требования Правил обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей (в дальнейшем - организации), осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.
Руководствуясь приведенными нормативными положениями, а также установив, что флагштоки с надписью "Лукойл" размещены непосредственно на территории АЗС в месте реализации Обществом товаров, их размещение было предусмотрено согласованной в 2003 году в установленном законом порядке проектной документацией, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что наличие данных флагштоков соответствует требованиям Правил N 229.
Кроме того, суд апелляционной инстанции справедливо отметил, что в силу пункта 27.5.1 приложения N 5 к Правилам N 961 выявление, демонтаж, хранение, возврат правообладателю самовольно установленных (размещенных) элементов благоустройства применяется к лицам, осуществляющим самовольное размещение элементов благоустройства после вступления в силу названных Правил.
Согласно пункту 16 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 Правила N 961 вступили в силу с 01.01.2017, в то время как спорные флагштоки размещены на АЗС в 2003 году в соответствии с Правилами N 229 и утвержденной в установленном порядке проектной документацией.
Также судом апелляционной инстанции обоснованно учтено, что постановлением от 24.07.2018 по делу N 9028/18 Комитет прекратил в отношении ООО "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт" производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события правонарушения, не признав спорные объекты незаконно установленными, а письмом Комитета от 23.11.2018 N 01-35-3391/18-0-0 оспариваемое предписание отозвано.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Комитета отсутствовали правовые и фактические основания для выдачи оспариваемого предписания.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 по делу А56-114882/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.