16 июля 2019 г. |
Дело N А66-9313/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Н.В., судей Власовой М.Г. и Малышевой Н.Н.,
при участии от Министерства строительства Тверской области Громовой С.В. (доверенность от 21.12.2018 N 10073-02Ю)
рассмотрев 15.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.01.2019 (судья Янкина В.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 (судьи Романова А.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-9313/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кимрская дирекция единого заказчика", место нахождения: 171506, Тверская обл., г. Кимры, ул. Луначарского, д. 33, ОГРН 1076910001948, ИНН 6910017381 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к администрации города Кимры Тверской области, место нахождения: 171506, Тверская обл., г. Кимры, ул. Кирова, д. 18, ОГРН 1026901662611, ИНН 6910005227 (далее - Администрация), о взыскании 5329 руб. 91 коп. задолженности за период с 19.12.2017 по 31.01.2018 и 646 руб. 95 коп. неустойки, к Министерству строительства Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 23, ОГРН 1076952005041, ИНН 6950053604 (далее - Министерство), о взыскании 1823 руб. 03 коп. задолженности за период с 01.11.2017 по 18.12.2017 (требования заявлены с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гамазян Татьяна Олеговна, Жукова Любовь Владимировна, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Новоторжская ул., д. 24, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17.01.2019 исковое заявление удовлетворено, в пользу Общества с Администрации взыскано за счет средств муниципальной казны 5329 руб. 91 коп. задолженности за период с 19.12.2017 по 31.01.2018, 646 руб. 95 коп. неустойки, 1532 руб. 55 коп. расходов по уплате государственной пошлины, с Тверской области в лице Министерства за счет средств казны Тверской области взыскано 1823 руб. 03 коп. задолженности за период с 01.12.2017 по 18.12.2017, 467 руб. 45 коп. расходов по уплате государственной пошлины, из федерального бюджета Обществу возвращено 1000 руб. государственной пошлины.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 решение от 17.01.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство ссылается на нарушение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит решение от 17.01.2019 и постановление от 22.04.2019 отменить в части удовлетворения требований Общества к Министерства, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы суды пришли к ошибочному выводу о том, что Министерство выступало от имени субъекта Российской Федерации - Тверской области - во всех правоотношениях, связанных со спорной квартирой.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Кассационная жалоба в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, протоколом от 30.08.2016 общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), расположенном по адресу: Тверская обл., г. Кимры, пр. Титова, д. 13А, корп. 2, был утвержден размер платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, содержание и ремонт общего имущества в МКД.
Собственники помещений в МКД и Общество (управляющая организация) заключили договор управления 09.09.2016 N 279.
В рамках реализации региональной программы "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2016-2017 годы", утвержденной Постановлением Правительства Тверской области от 30.12.2015 N 697-пп (далее - Региональная программа), Министерство (покупатель) и общество с ограниченной ответственностью "Лазурный" (продавец) по результатам аукциона, проведенного в электронной форме, 21.08.2017 заключили государственный контракт; на основании передаточного акта продавец 24.08.2017 передал, а покупатель принял в собственность квартиру под номером 37, расположенную в МКД.
Квартира передана Министерству по передаточному акту 24.08.2017.
Министерство 19.12.2017 передало, а Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области приняло указанную квартиру.
На основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 19.12.2017 N 1405 квартира была передана в муниципальную собственность муниципального образования "Город Кимры Тверской области".
В соответствии с пунктом 4 данного распоряжения право муниципальной собственности муниципального образования "Город Кимры Тверской области" возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Указанная квартира передана по акту от 19.12.2017 N 272 Комитету по управлению имуществом города Кимры Тверской области.
Администрация, Гамазян Т.О. и Жукова Л.В. заключили договор мены квартир от 07.03.2018 в отношении спорной квартиры.
Право собственности сторон на основании договора мены зарегистрировано в установленном законом порядке 21.03.2018.
Ссылаясь на то, что Администрацией и Министерством в период с декабря 2017 по январь 2018 года не внесена плата за содержание и ремонт общего имущества МКД, жилищно-коммунальные услуги, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь статьей 125, пунктом 2 статьи 212, пунктом 1 статьи 214, пунктом 1 статьи 215, пунктом 1 статьи 244, пунктом 2 статьи 123.13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 155, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная инстанция, установил факт выполнения и оказания истцом услуг по управлению МКД и размер платы за содержание и ремонт общего имущества.
Также суды установили, что Министерство выступало от имени субъекта Тверской области во всех правоотношениях, связанных с указанной квартирой, в период с 01.12.2017 по 18.12.2017; в период с 19.12.2017 по 31.01.2018 правом собственности на квартиру обладала Администрация. Поскольку в соответствующие периоды Министерство и Администрация обязаны были вносить плату за содержание и ремонт общего имущества в размере, утвержденном собственниками помещений МКД, суды признали требования Общества законными и обоснованными.
Министерство, обжалуя судебные акты в части взыскания задолженности за период с 01.12.2017 по 18.12.2017, сослалось на то, что не было уполномочено нести обязанности собственника государственного имущества Тверской области.
Суды исходили из того, что Региональной программой за Министерством была закреплена компетенция, дающая указанному органу возможность приобретать имущество, нести связанные с выполнением данной задачи права и обязанности, от имени субъекта Российской Федерации - Тверской области.
Как указано в пункте 3 статьи 214 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 73-пп, осуществление полномочий собственника государственного имущества Тверской области является одной из основных задач Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области.
Возлагая обязанности по оплате содержания и ремонта общего имущества МКД, жилищно-коммунальных услуг за период с 01.11.2017 по 18.12.2017 на Министерство, суды не исследовали правовые акты, определяющие статус Министерства.
Суд кассационной инстанции считает не достаточно обоснованным вывод судов о том, что в спорный период именно Министерство осуществляло права собственника в отношении расположенной в МКД квартиры под номером 37 от имени Тверской области.
Поскольку судом первой инстанции не установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, апелляционным судом данные нарушения не устранены, решение от 17.01.2019 и постановление апелляционного суда от 22.04.2019 следует отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При повторном рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, учесть доводы сторон, оценить представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.01.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 по делу N А66-9313/2018 отменить в части взыскания с Тверской области в лице Министерства строительства Тверской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кимрская дирекция единого заказчика" за счет средств казны Тверской области 1823 руб. 03 коп. задолженности за период с 01.12.2017 по 18.12.2017, 467 руб. 45 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Дело в данной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
В остальной части решение от 17.01.2019 и постановление от 22.04.2019 по данному делу оставить без изменения.
Председательствующий |
Н.В. Васильева |
Судьи |
Н.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.