22 июля 2019 г. |
Дело N А56-37999/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" Валитовой Г.М. (доверенность от 19.12.2018), Шатской Т.Ю. (доверенность от 19.12.2018), от федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" Хлуднева А.А. (доверенность от 29.12.2018 N 49),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2018 (судья Кротов С.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 (судьи Жиляева Е.В., Полубехина Н.С., Тимухина И.А.) по делу N А56-37999/2018,
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", место нахождения: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9, ОГРН 1037800006089, ИНН 7801002274 (далее - Университет), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", место нахождения: 125009, Москва, Дегтярный пер., д. 8, стр. 3, ОГРН 1027739550156, ИНН 7705395248 (далее - Агентство), об обязании подписать акты приема-передачи объектов нефинансовых активов от 30.10.2015 N ОД000001, ОД000002, ОД000003.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление Росимущества).
Решением от 24.10.2018 иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 данное решение оставлено без изменения.
Агентство в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, истцом не обоснована обязанность Агентства подписать акты передачи нематериальных активов после регистрации права оперативного управления на переданные объекты недвижимого имущества; основанием для подписания Агентством спорных актов могли бы служить разрешения на ввод объектов в эксплуатацию после реконструкции, которые истцом не представлены.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Университета против удовлетворения жалобы возражали, считая требование об обязании Агентства подписать спорные акты обоснованным, поскольку отсутствие этих документов может повлиять в последующем на величину балансовой стоимости переданных объектов.
Управление Росимущества о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (правопредшественник Управления Росимущества, далее также Управление Росимущества) от 30.06.2015 N 248-р у Университета были изъяты и закреплены за Агентством объекты культурного наследия федерального значения, входящие в состав дворцово-паркового ансамбля "Михайловская дача" и расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Петродворцовый р-н, Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, д. 109, а именно:
- нежилое здание (Дом отдыха, Дворец Великого князя Михаила Николаевича (с перголами) общей площадью 6358,8 кв. м с кадастровым номером 78:40:0019155:3, лит. Б;
- нежилое здание (оранжерея, котельная, гараж) общей площадью 997,5 кв. м с кадастровым номером 78:40:0019155:8, лит. К;
- нежилое здание (оранжерея, административный корпус, Дом садовника) общей площадью 947,3 кв. м с кадастровым номером 78:40:0019155:9, лит. Л;
- нежилое здание (оранжерея) общей площадью 634,2 кв. м с кадастровым номером 78:40:0019155:10, лит. М;
- нежилое здание (Дом отдыха, Кухонный корпус) общей площадью 2522,1 кв. м с кадастровым номером 78:40:0019155:4, лит. В.
Пунктом 3.1 названного распоряжения Университету и Агентству в срок до 01.11.2015 предписано осуществить передачу указанных объектов с участием Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее - Комитет) по акту приема-передачи с приложением документов, поименованных в данном пункте, в том числе финансовых документов по затратам (по выполненным работам по сохранению объектов).
По акту от 27.10.2015, утвержденному Управлением Росимущества 23.11.2015, Университет передал Агентству объекты недвижимости, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Петродворцовый р-н, Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, д. 109, лит. Б, В, К, Л, М.
17.08.2015 зарегистрировано прекращение права оперативного управления Университета в отношении объектов недвижимого имущества, а 10.12.2015 - право оперативного управления Агентства.
Письмом от 28.10.2015 Университет во исполнение пункта 3.1 распоряжения от 30.06.2015 N 248-р направил Агентству документы, касающиеся проведения реставрационных работ в отношении спорных объектов, в том числе акты о приеме-передаче объектов нефинансовых активов.
Письмом от 17.12.2015 истец повторно направил ответчику акты приема-передачи объектов нефинансовых активов от 30.10.2015 N ОД000001, ОД000002, ОД000003 с приложением инвентарных карточек.
Письмом от 11.01.2016 Агентство возвратило Университету неподписанные акты и просило представить акты с приложением документации о выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия.
В ходе дальнейшей переписки стороны не достигли соглашения по вопросу о подписании актов приема-передачи объектов нефинансовых активов.
Университет, ссылаясь на то, что Агентство до настоящего времени не подписало указанные акты, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статей 8.1, 131, 209, 216, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам на имущество, возникает у учреждения на основании решения собственника о закреплении имущества за учреждением; право оперативного управления в отношении недвижимого имущества возникает с момента государственной регистрации.
Объектом права оперативного управления является индивидуально-определенная вещь.
Согласно статье 224 Кодекса передачей признается вручение вещи приобретателю. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Применительно к обязанности продавца передать вещь покупателю статьей 456 Кодекса установлено, что, по общему правилу, одновременно с передачей вещи покупателю подлежат передаче ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами.
В силу положений Федерального закона "О бухгалтерском учете" факты хозяйственной жизни, под которыми понимаются сделка, событие, операция, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, а также активы подлежат отражению в документах бухгалтерского учета.
Согласно пункту 22 Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, счета раздела "Нефинансовые активы" Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе переданных (полученных) по договорам аренды, безвозмездного пользования, в доверительное управление, а также имущества, являющегося объектом концессионных соглашений, объектов учета аренды, и относящихся для целей бухгалтерского учета к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения (организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств) в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Нормативными правовыми актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета, предусмотрено составление актов приема-передачи объектов нефинансовых активов при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе при оформлении операций по приемке (передаче) имущества, относящегося к объектам нефинансовых активов, включая возведенные объекты строительства; при оформлении операций по приемке (передаче) капитальных вложений в объекты недвижимого имущества.
Дополнительные суммы осуществленных капитальных вложений подлежат передаче балансодержателю возведенного объекта с оформлением акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов в целях достоверного и полного формирования стоимости объекта капитального строительства.
Как установлено судами, объекты недвижимого имущества переданы истцом ответчику, за которым зарегистрировано право оперативного управления этими объектами. Разрешительная, первичная и финансовая документация в подтверждение расходования денежных средств, выделенных на проведение реконструкции переданных объектов, неоднократно направлялась Университетом Агентству. Возражения по содержанию представленных для подписания актов ответчик в ходе рассмотрения дела не заявлял.
Таким образом, поскольку Агентству переданы объекты недвижимого имущества, подлежащие отражению в бухгалтерской документации, у Агентства не имеется оснований для отказа от принятия относящихся к этим объектам нефинансовых активов.
При таких обстоятельствах исковые требования правомерно удовлетворены судами.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не обосновывают необходимость сохранения учета объектов нефинансовых активов у Университета.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 по делу N А56-37999/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.