31 июля 2019 г. |
Дело N А42-3290/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Степанищева А.А. (доверенность от 15.04.2019),
рассмотрев 24.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.01.2019 (судья Дубровкин Р.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 (судьи Тимухина И.А., Желтянников В.И., Полубехина Н.С.) по делу N А42-3290/2018,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 105066, Москва, Спартаковская ул., д. 2-Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района, место нахождения: Мурманская обл., г. Кандалакша, Первомайская ул., д. 34, ОГРН 1065102000017, ИНН 5102050673 (далее - Администрация), об обязании принять в муниципальную собственность здание казармы, в том числе котельную, общей площадью 3250 кв.м с кадастровым номером 51:18:0030106:371 по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Фрунзе, д. 20, наружные сети теплоснабжения протяженностью 3105 м, расположенные по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, военный городок N 1, и в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта подписать акты приема-передачи названных объектов, а также отразить их в реестре муниципального имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, место нахождения: 183006, Мурманская обл., г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, место нахождения: 183025, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Полярные зори, д. 22, ОГРН 1045100220285, ИНН 5190132523, Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191055, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 39, ОГРН 1107847295071, ИНН 7841431939, федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Северо-Западное территориальное управление), Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, место нахождения: 188032, Мурманская обл., г. Мурманск, Кольский пр., д. 1, ОГРН 1095190007329, ИНН 5190905251.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 23.01.2019 исковые требования удовлетворены частично, на Администрацию возложена обязанность принять в муниципальную собственность и в течение 10 дней с даты вступления в силу решения суда подписать акты приема-передачи имущества - здания с котельной общей площадью 3250 кв.м с кадастровым номером 51:18:0030106:371 по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Фрунзе, д. 20, наружные сети теплоснабжения протяженностью 3105 м, расположенные по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, военный городок N 1; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 23.01.2019 и постановление от 15.04.2019, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что при назначении экспертизы по настоящему делу суд первой инстанции неверно определил круг вопросов, поставленных перед экспертом, не учел вопросы, предложенные ответчиком.
Суды, полагает Администрация, необоснованно возложили на ответчика обязанность принять в муниципальную собственность спорное имущество, не учли его состояние и необходимость проведения в отношении него ремонтных работ для целей дальнейшей эксплуатации.
В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20.02.2018 N 100 "Об исключении из специализированного жилого фонда и передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городского поселения Кандалакша Кандалакшского района" исключены из состава специализированного жилищного фонда объекты недвижимого имущества, указанные в пунктах 12 - 14 приложения N 1 к приказу, закрепленные на праве оперативного управления за Северо-Западным территориальным управлением, принято решение о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования городского поселения Кандалакша Кандалакшского района имущество, указанное в пунктах 5 и 87 приложения N 1, а именно: здание казармы, в том числе котельную, общей площадью 3250 кв.м с кадастровым номером 51:18:0030106:371 по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Фрунзе, д. 20, наружные сети теплоснабжения протяженностью 3105 кв.м, расположенные по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, военный городок N 1.
Во исполнение названного приказа Учреждение письмом от 01.03.2018 направило в адрес Администрации акты приема-передачи объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, для рассмотрения и подписания.
Письмом от 02.04.2018 Администрация поселения сообщила Учреждению о том, что приемку названных объектов в муниципальную собственность считает нецелесообразной ввиду их ненадлежащего технического состояния.
Учреждение, ссылаясь на неисполнение Администрацией поселения обязанности принять в муниципальную собственность объекты военного имущества, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 133, 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербург, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), признали обоснованными требования Учреждения в части обязания Администрации принять спорное имущество, поскольку пришли к выводу, что указанное имущество предназначено для решения вопросов местного значения и может быть использовано в названных целях.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 6 статьи 2 Закона N 423-ФЗ предусмотрено, что если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Согласно части 1 статьи 3 того же Закона решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом определено Министерство.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Такое решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и основанием для отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано (часть 12 статьи 3 Закона N 423-ФЗ).
В силу статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения в том числе относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Суды применили положения статьи 14 Закона N 131-ФЗ с учетом установленных по делу обстоятельств пришли к выводу, что здание казармы, в котором расположена котельная, и наружная тепловая сеть предназначены для решения вопросов местного значения, используются для оказания коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) гражданам-потребителям, проживающим в жилых многоквартирных домах, расположенных в городе Кандалакша.
Данные выводы судов Администрацией не опровергнуты.
Вопреки доводам подателя жалобы суд учли правовые позиции, изложенные в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, от 07.02.2012 N 234-О-Р, и исследовали вопрос об обоснованности возражений Администрации относительно приемки спорного имущества.
С целью проверки технического состояния передаваемого имущества судом первой инстанции в соответствии со статьей 82 АПК РФ была назначена строительно-техническая экспертиза для решения вопросов о наличии ухудшения эксплуатационных характеристик здания казармы, о возможности его дальнейшей безопасной эксплуатации, о соответствии оборудования котельной и тепловой сети требованиям нормативных актов и технических регламентов в области теплоснабжения, о возможности их дальнейшей безопасной эксплуатации.
Проведение экспертизы было поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Сфера-Эксперт" Исхакову Шавкату Шамильевичу и Горчакову Александру Сергеевичу.
Согласно заключению экспертов от 29.11.2018 оборудование котельной, расположенной в здании казармы, и тепловая сеть, протяженностью 3105 п.м, соответствуют требованиям нормативных актов и технических регламентов в области теплоснабжения; дальнейшая безопасная эксплуатация угольной котельной и тепловой сети возможна; эксперты выявили ухудшение эксплуатационных характеристик спорного здания казармы в связи с физическим износом здания в целом или отдельных его частей, определили категорию технического состояния здания как ограниченно работоспособное; эксперты пришли к выводу, что дальнейшая безопасная эксплуатация здания, в том числе помещений, в которых расположена угольная котельная, возможна при условии выполнения необходимых мероприятий по восстановлению конструкций и последующего мониторинга технического состояния (при необходимости).
Основываясь на выводах экспертов, а также учитывая обстоятельства фактического использования спорного имущества, суды признали необоснованным отказ Администрации от его принятия в муниципальную собственность и удовлетворили требования Учреждения в соответствующей части.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на неправильное определение судом вопросов, постановленных перед экспертами, отклоняются судом кассационной инстанции.
Определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, а также оказание содействия лицам, участвующим в деле, в представлении необходимых доказательств относятся к компетенции суда, рассматривающего дело.
В соответствии с частью 2 статьи 82 АПК РФ круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, Администрация, полагая необходимым разрешение дополнительных вопросов, требующих специальных познаний, ходатайств о проведении дополнительной экспертизы не заявила.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, их выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.01.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 по делу N А42-3290/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.