31 июля 2019 г. |
Дело N А56-125367/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Ломакина С.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от Жилищного комитета Гуттиной Н.Н. (доверенность от 28.12.2018),
рассмотрев 31.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2018 (судья Бобарыкина О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 (судьи Фуркало О.В., Глазков Е.Г., Савина Е.В.) по делу N А56-125367/2018,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. "А", ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании 447 329 руб. 85 коп. задолженности по разнице в тарифах за период с января по март 2017 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен жилищно-строительный кооператив "Ждановец", место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, ул. Новосибирская, д. 18/5, оф. 1, ОГРН 1027807572044, ИНН 7814024701 (далее - Кооператив).
Решением суда от 25.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.03.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, в иске отказать. Податель жалобы не согласен с представленным истцом расчетом объема поставленной в спорный период тепловой энергии, считает, что Предприятием не соблюден порядок получения субсидий за спорный период.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Предприятием (энергоснабжающей организацией) и Кооперативом заключен договор теплоснабжения в горячей воде от 01.07.2010 N 11846.037.1, по условиям которого Предприятие обязалось подавать тепловую энергию через присоединенную сеть в горячей воде, а Кооператив - своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом 18/5 лит. А по ул. Новосибирской.
Предприятие в спорный период поставило в жилой дом, поименованный в договоре, тепловую энергию, которая оплачивалась Кооперативом по тарифам, установленным для расчета размера платы для населения. Исходя из объема поставленного ресурса, разница между тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом за период с января по март 2017 года составила 447 329 руб. 85 коп.
Поскольку из бюджета эту разницу Предприятие не получило, оно направило в адрес Комитета письмо-претензию от 21.04.2017 N 58-13/14332 с требованием предоставления субсидии.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для настоящего иска.
Суды удовлетворили требования Предприятия, посчитав их обоснованными по праву и по размеру.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
С 01.09.2012 вступили в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет по тарифам) от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 установлен тариф в размере 2392,44 (с НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам от 19.12.2016 N 249-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2017 год" в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 установлен тариф в размере 1621,95 руб. /Гкал (с НДС).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 утвержден Порядок предоставления в 2018 году субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, возникших за период с января 2017 года по ноябрь 2017 года (далее - Порядок N 1174).
Согласно пункту 3.4 Порядка N 1174 размер предоставляемых субсидий в отношении каждого месяца за период с января 2017 года по ноябрь 2017 года определяется по указанной в настоящем пункте формуле.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка N 1174 формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок с потребителями либо в судебных актах.
Межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Поскольку Комитет не представил доказательств возмещения Предприятию межтарифной разницы за спорный период, суды пришли к выводу об обоснованности заявленного Предприятием требования.
Доводы ответчика о нарушении истцом порядка предоставления документов в целях получения субсидий на возмещение межтарифной разницы правомерно отклонены судами.
Как видно из материалов дела, Предприятие направило в адрес Комитета письмо-претензию от 21.04.2017 N 58-13/14332 о предоставлении субсидий с приложением актов сверки объемов потребленной тепловой энергии за период с января по март 2017 года.
В указанной претензии Предприятие пояснило, что акты сверки не были возвращены абонентом, поэтому приложенные документы не подписаны Кооперативом, в связи с чем объем потребленной в спорный период тепловой энергии определен исходя из фактического объема тепловой энергии по данным Предприятия.
Кооператив, участвуя в настоящем деле, возражений по объему поставленного ресурса не представил. Задолженность по оплате ресурса за спорный период взыскана с Кооператива вступившим в законную силу судебным актом по делу N А56-80345/2017.
С учетом приведенных обстоятельств суды правомерно указали, что неподписание Кооперативом актов сверок объемов тепловой энергии не может являться основанием для отказа Предприятию в возмещении объективно существующей разницы в тарифах.
Признав документально подтвержденными объемы теплопотребления Кооператива за спорный период, суды удовлетворили заявленные Предприятием требования.
Фактические обстоятельства дела установлены судами правильно, нормы материального и процессуального права не нарушены. В связи с этим основания для отмены решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы Комитета отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 по делу N А56-125367/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.