30 июля 2019 г. |
Дело N А56-110394/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Северо-Западное пароходство" Мирских А.А. (доверенность от 02.07.2019), Семеновой Т.С. (доверенность от 02.07.2019), от Ростовской таможни Дискиной И.В. (доверенность от 26.06.2019 N 02-32/0671),
рассмотрев 25.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2018 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Сомова Е.А.) по делу N А56-110394/2018,
установил:
Публичное акционерное общество "Северо-Западное пароходство", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, пер. Пирогова, д. 3а, пом. 1-Н, ОГРН 1027810228456, ИНН 7812023195 (далее - ПАО "СЗП", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ростовской таможни, место нахождения: 346715, Ростовская обл., г. Аксай, Аксайский пр., д. 13а, ОГРН 1056102011943, ИНН 6102020818 (далее - Таможня), от 09.08.2018 N 10313000-1975/2017 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 225 804 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам, а также нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что сведения о непроведении ремонта за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза, заявленные Обществом в пункте 7 графы 16 генеральной декларации от 21.08.2017, являются недостоверными и послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, что подтверждает наличие в действиях ПАО "СЗП" события административного правонарушения. Операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. В соответствии со статьей 254 ТК ТС к таким операциям относятся, в том числе и ремонт товара, включая его восстановление и замену составных частей. В данном случае Общество в нарушение требований закона не заявило таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. Кроме того, таможенный орган полагает, что в связи с изменением законодательства оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности следует признать не подлежащим исполнению.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит решение и постановление апелляционного суда оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, судно "Сормовский-3054" (флаг - Российская Федерация, судовладелец - ПАО "СЗП") в период с 31.07.2017 по 04.08.2017 использовалось Обществом в целях осуществления международной перевозки.
В порту Генуя (Италия) 19.07.2017 в ходе инспекционной проверки портовые власти выявили недостаточное техническое обслуживание шлюпбалок спасательных шлюпок правого и левого борта, в результате чего судно задержано на основании нотиса о задержании судна от 19.07.2017 до устранения указанных нарушений. По распоряжению судовладельца на судне произведено срочное техническое обслуживание указанных элементов.
По прибытию судна 21.08.2017 на территорию Таможенного союза (порт Ростов-на-Дону) капитан судна представил генеральную декларацию от 21.08.2017, в пункте 7 графы N 16 которой заявлено о том, что ремонт судна за границей не производился. Представлено также письмо ПАО "СЗП" от 23.08.2017 N 0301-04/097 о том, что судно, выполняя международные перевозки за пределами таможенной территории Таможенного союза, подверглось операциям в порту Генуя в рамках устранения замечаний ПСК.
Общество также подало таможенную декларацию на транспортное средство, в графе 12 заявлено, что произведены работы по устранению замечаний со стороны ПСК порт Генуя (Италия).
По результатам таможенного контроля Таможня пришла к выводу, что сведения, заявленные в пункте 7 графы N 16 генеральной декларации от 21.08.2017, являются недостоверными, что послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Во избежание вынужденного простоя судна ПАО "СЗП" 23.08.2017 произвело оплату таможенных пошлин и налогов в отношении операций по ремонту судна, указанных в сводке затрат на ремонт, с учетом их стоимости - 28 280 евро, что составило 452 641 руб. 20 коп. по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты (в том числе таможенная пошлина - 98 400 руб. 26 коп., налог на добавленную стоимость - 354 240 руб. 94 коп.).
В связи с заявлением Обществом недостоверных сведений с целью освобождения от уплаты таможенных пошлин таможенный орган 29.08.2017 составил в отношении ПАО "СЗП" протокол об административном правонарушении N 10313000-1975/2017, согласно которому действия заявителя квалифицированы по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 09.08.2018 N 10313000-1975/2017 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 1/2 суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет 225 804 руб. 80 коп.
Считая постановление Таможни от 09.08.2018 незаконным, ПАО "СЗП" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что у Таможни отсутствовали основания для привлечения ПАО "СЗП" к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В части 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В соответствии со статьей 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В главе 48 ТК ТС регламентирован порядок перемещения транспортных средств при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.
К транспортным средствам международной перевозки относятся транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования (подпункт 40 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Согласно пункту 4 статьи 341 ТК ТС транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии с положениями статьи 350 Кодекса без помещения под таможенные процедуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 350 ТК ТС таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется, в том числе при временном вывозе с таможенной территории Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.
В силу пункта 1 статьи 345 ТК ТС временный вывоз транспортного средства международной перевозки допускается при условии, что это транспортное средство международной перевозки является товаром таможенного союза и зарегистрировано на территории государства - члена таможенного союза за лицом государства - члена таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанного пункта и пунктом 4 данной статьи.
При завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию Таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 348 ТК ТС).
Таможенным законодательством установлен исчерпывающий перечень операций, совершение которых допускается с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки, которые не подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами.
Так, в соответствии с положениями статьи 347 ТК ТС с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение:
1) операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке;
2) операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту;
3) операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории Таможенного союза (пункт 1).
Операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 статьи 347 ТК ТС в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (пункт 2 статьи 347 ТК ТС).
В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 ТК ТС (пункт 2 статьи 347 Кодекса).
Таким образом, исходя из нормативных положений главы 48 ТК ТС, условиями освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе временно вывезенного морского судна как транспортного средства являются: совершение операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке, а также операций по ремонту, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории Таможенного союза.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.03.2018 N 596-О, данное регулирование направлено на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации как государства - члена Евразийского экономического союза (в целях развития отечественной судоремонтной промышленности) и само по себе не носит неопределенный характер, допускающий произвольную реализацию уполномоченными органами своих полномочий при осуществлении контрольных функций в данной сфере. Это, однако, не означает возможность для правоприменительных органов ограничиваться только установлением формальных условий применения оспариваемых норм, а обусловливает необходимость учета целевой направленности совершаемой хозяйственной операции в отношении временно вывезенного транспортного средства международной перевозки.
В данном случае суды установили и материалами дела подтверждается, что судно "Сормовский-3054" убыло с таможенной территории Евразийского экономического союза как транспортное средство международной перевозки. В период нахождения судна в рейсе в порту Генуя (Италия) 19.07.2017 в ходе инспекционной проверки портовые власти выявили недостаточное техническое обслуживание шлюпбалок спасательных шлюпок правого и левого борта, в результате чего судно задержано на основании нотиса о задержании судна от 19.07.2017 до устранения указанных нарушений. По распоряжению судовладельца на судне произведено срочное техническое обслуживание вышеуказанных элементов.
Судебные инстанции исследовали характер и назначение произведенных работ на судне, исходя из договоров, актов выполненных работ и платёжных документов, и пришли к выводу, что изменений характеристик судна, работ по модернизации и переоборудованию в указанный период не проводилось. Иное таможенным органом не доказано.
Согласно имеющемуся в деле заключению таможенного эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления города Ростов-на-Дону от 14.02.2018 N 12406004/0002859 определить характер произведенных в период с 31.07.2017 по 04.08.2017 в порту Генуя на судне "Сормовский-3054" работ, а именно установить, какие операции совершены: техническое обслуживание, текущий ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт либо иные, не представляется возможным.
Суды также приняли во внимание, что согласно акту освидетельствования судна специалистами Российского морского регистра судоходства от 23.07.2017 - 07.08.2017, предъявление отдельных объектов к освидетельствованию не является ремонтом; рекомендовано выдать краткосрочное свидетельство SE на срок до 07.09.2017 при условии выполнения полного ремонта спускоподъемных устройств спасательных шлюпок левого борта и правого борта в срок до 07.09.2017, до этой же даты установлен срок выполнения полного ремонта судна с целью предъявления его к освидетельствованию.
Исследовав представленные сторонами документы по правилам статьи 71 АПК РФ, суды признали, что временный ремонт спускоподъемных устройств спасательных шлюпок левого и правого бортов, произведенный на судне в период с 31.07.2017 по 04.08.2017 в порту Генуя, не может быть отнесен к капитальному ремонту и модернизации судна. При этом выполненный на судне в указанный период срочный временный ремонт, исходя из его целевой направленности, подпадает под исключения, установленные пунктом 1 статьи 347 ТК ТС.
Выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При таком положении суды обоснованно посчитали, что у Таможни отсутствовали основания для привлечения ПАО "СЗП" к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, так как Общество не заявляло таможенному органу при таможенном декларировании недостоверных сведений, которые повлекли неуплату таможенных пошлин, налогов, что, в свою очередь, в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Ссылки Таможни на требования статей 254 и 262 ТК ТС подлежат отклонению, так как данные нормативные положения исходя из пункта 2 статьи 347 ТК ТС применяются для целей определения сумм таможенных пошлин, налогов при совершении в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки не любых операций по ремонту, как полагает таможенный орган, а лишь операций, не предусмотренных пунктом 1 статьи 347 ТК ТС.
Поскольку в рассматриваемом случае суды признали, что выполненный на судне в период с 31.07.2017 по 04.08.2017 в порту Генуя срочный временный ремонт соответствует условиям, установленным в пункте 1 статьи 347 ТК ТС, незаявление в генеральной декларации от 21.08.2017 сведений о таком ремонте не послужило и не могло послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.
С учетом изложенного кассационная жалоба Таможни не подлежит удовлетворению.
При рассмотрении дела суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, правильно применив нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 по делу N А56-110394/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ростовской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.