31 июля 2019 г. |
Дело N А05-7253/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Судас Н.Е.,
рассмотрев 30.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.01.2019 (судья Филипьева А.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 (судьи Кутузова И.В., Рогатенко Л.Н., Холминов А.А.) по делу N А05-7253/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис", место нахождения: 163020, Архангельская область, город Архангельск, улица Советская, дом 44, ОГРН 1092901010498, ИНН 2901197885 (далее - Управляющая компания, истец), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации муниципального образования "Город Архангельск", место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация, ответчик), о взыскании 256 390 руб. 84 коп. долга по оплате услуг энергоснабжения за январь 2018 года по незаселённым жилым помещениям.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции дело N А05-7253/2018 объединено с делом N А05-7252/2018 по иску к Администрации о взыскании 257 681 руб. 03 коп. долга по оплате услуг энергоснабжения за декабрь 2017 года, объединенному делу присвоен номер А05-7253/2018.
Определением суда первой инстанции от 22.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - ПАО "МРСК").
В ходе судебного разбирательства Управляющая компания уточнила исковые требования до 434 337 руб. 94 коп. долга за декабрь 2017 года и январь 2018 года. Уточнение исковых требований принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением суда первой инстанции от 29.01.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.04.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Как указывает податель жалобы, Управляющая компания не доказала предоставление коммунальной услуги по электроснабжению в спорные жилые помещения, поскольку данные помещения не были заселены и потребление электрической энергии не осуществлялось. Суды неправильно применили пункт 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В отзыве на кассационную жалобу Управляющая компания просит оставить ее без удовлетворения.
Участвующие в деле лица в установленном порядке извещены о времени и месте рассмотрения дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в управлении истца находится ряд многоквартирных домов (далее - МКД).
В указанных МКД имеются пустующие жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Архангельск", уполномоченным органом которого по управлению и распоряжению муниципальным имуществом является Администрация.
Управляющая компания в силу положений пункта 2 Правил N 354 является исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей помещений в управляемых ею МКД.
В декабре 2017 года и январе 2018 года Управляющая компания оказала услуги по управлению и предоставлению коммунальных услуг в отношении МКД.
Между Управляющей компанией (покупатель) и публичным акционерным обществом "Архангельская сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) в декабре 2017 года действовал договор энергоснабжения от 23.11.2011 N 1-02829, по условиям которого истец приобретал электроэнергию для использования в целях оказания коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений МКД, использования её на общедомовые нужды (пункт 1.3 договора).
В январе 2018 года действовал договор энергоснабжения N 91-004213, заключенный между Управляющей компанией и ПАО "МРСК".
Для оплаты электроэнергии, потребленной незаселенными жилыми помещениями, Управляющая компания выставила Администрации счета от 31.12.2017 N 948 на сумму 257 681 руб. 03 коп. (за декабрь 2017 года) и от 31.01.2018 N 35 на сумму 256 390 руб. 84 коп. (за январь 2018 года).
Из расчетов, изложенных в исковом заявлении, следует, что за декабрь 2017 года к оплате предъявлены начисления по 172 незаселенным помещениям, за январь 2018 года - по 148 помещениям.
Поскольку Администрация счета не оплатила, претензии отклонила, Управляющая компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В процессе рассмотрения дела Управляющая компания приняла во внимание доводы Администрации о заселении помещений и отсутствии энергоснабжения в отдельных помещениях, в связи с чем уменьшила размер иска до 434 337 руб. 94 коп., в том числе за декабрь 2017 года - 218 444 руб. 06 коп. (154 помещения), за январь 2018 года - 215 893 руб. 88 коп. (131 помещение).
Суды, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 125, 210, 215, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 67, 153, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил N 354, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, проверив и признав правильным расчет задолженности, удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги, при этом указанная обязанность собственника помещения возникает у него с момента возникновения права собственности на помещение.
В силу части 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 3 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы государственной власти, органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 34 Правил N 354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из пункта 1 статьи 126, пункта 3 статьи 215 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
Частью 1 статьи 34, частью 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Принадлежность муниципальному образованию "Город Архангельск" пустующих жилых помещений, в отношении которых предъявлен иск, Администрацией не оспаривается.
Факт оказания жилищно-коммунальных услуг по электроснабжению подтверждается материалами дела, в том числе ведомостями электропотребления, представленными Управляющей компании гарантирующими поставщиками в рамках исполнения договоров энергоснабжения.
Согласно расчету Управляющей компанией (с учетом информации, представленной Администрацией о занятых помещениях и отсутствии энергоснабжения в отдельных помещениях) задолженность ответчика по оплате услуг за декабрь 2017 года составила 218 444 руб. 06 коп. (154 помещения), за январь 2018 года - 215 893 руб. 88 коп. (131 помещение).
Таким образом, суды правомерно удовлетворили исковые требования Управляющей компании в размере 434 337 руб. 94 коп.
Доводы Администрации о том, что большая часть домов, в которых расположены спорные жилые помещения, признаны аварийными и подлежащими сносу, или непригодными для проживания, отклоняются судом кассационной инстанцией, поскольку, как обоснованно указали суды, сам по себе факт признания домов аварийными не исключает обязанности собственника вносить плату за потребление электрической энергии в отношении квартир, которые в установленном законом порядке не были переданы для проживания нанимателям.
Администрация не оспаривает, что спорные жилые помещения не оборудованы приборами учета электрической энергии, либо в них имеются приборы учета с истекшим межповерочным интервалом, что исключает возможность принятия показаний к учету.
Согласно пункту 56 Правил N 354 если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей.
В соответствии с пунктом 56(2) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Ссылка подателя жалобы на часть 11 статьи 155 ЖК РФ, согласно которой при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 86 Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Согласно пункту 92 Правил N 354 в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.
Условие о подтверждении технической невозможности установки прибора учета не противоречит нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, более того, направлено на стимулирование перехода на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета в целях эффективного и рационального использования ресурсов.
Поскольку Администрация не представила в материалы дела доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности установки приборов учета электрической энергии, а также доказательств принятия мер к устранению неисправности приборов учета, оснований для проведения перерасчета в связи с отсутствием проживающих граждан не имелось.
С учетом установленных обстоятельств дела суды правомерно признали обоснованным начисление платы за потребленную электрическую энергию на основании действующих нормативов потребления, утвержденных постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн.
Ссылка Администрации на не реализацию Управляющей компанией своего права на приостановление или ограничение коммунальной услуги в связи с отсутствием ее оплаты не является основанием для отмены судебных актов, поскольку такие действия являются правом, а не обязанностью истца.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Администрации относительно наличия в действиях Управляющей компании признаков злоупотребления правом отклоняются судом кассационной инстанции.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу приведенных норм для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей). При этом злоупотребление правом должно носить достаточно очевидный характер, а вывод о нем не должен являться следствием предположений.
Между тем материалами дела не подтверждается наличие у Управляющей компании умысла на заведомо недобросовестное осуществление прав, наличие единственной цели причинения вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей).
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.01.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 по делу N А05-7253/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.