02 августа 2019 г. |
Дело N А56-105384/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.08.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Александровой Е.Н., Лущаева С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" Куксы А.Г. (доверенность от 11.03.2019),
рассмотрев 30.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 по делу N А56-105384/2018 (судьи Семенова А.Б., Згурская М.Л., Лопато И.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство", место нахождения: 188990, Ленинградская область, Выборгский район, город Светогорск, Рощинская улица, дом 2, ОГРН 1034700875681 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжений Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1147847555107 (далее - Комитет), от 30.07.2018 N 1184, N 1185 о внесении изменений в реестр лицензий.
Решением суда первой инстанции от 08.11.2018 (судья Катарыгина В.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 08.04.2019 указанное решение отменено, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление судов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Комитет и общество с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания" (далее - ООО "НУК") о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций, Обществу предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 06.04.2015 N 042.
Деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенных по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, город Светогорск, Лесная улица, дом 11 (далее - МКД1), поселок городского типа Лесогорский, улица Труда, дом 7 (далее - МКД2) осуществляло Общество.
Решением общего собрания собственников МКД1, оформленным протоколом от 07.05.2018 N 3/2018, а также собственников МКД2, оформленным протоколом от 25.04.2018 N 3/2018, в качестве способа управления выбрана управляющая организация ООО "НУК".
ООО "НУК" 05.06.2018 обратилось в Комитет с заявлением о включении в реестр лицензий Ленинградской области сведений о многоквартирных домах согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Пунктом 2.3 протокола общего собрания собственников МКД1 от 28.03.2018 N 2/2018, МКД2 от 07.05.2018 N 2/2018 принято решение о расторжении договора управления с Обществом, пунктом 2.1 выбран способ управления - управление управляющей организацией, пунктом 2.2 - избрана управляющая организация ООО "НУК" для заключения с ней договора управления МКД, условия которого утверждены пунктом 2.5 протокола.
По результатам рассмотрения заявлений Комитетом приняты решения о внесении изменений в реестр лицензий, включении сведений о МКД1 и МКД2 в реестр многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "НУК", оформленные распоряжениями Комитета от 30.07.2018 N 1184 (МКД1) и от 30.07.2018 N 1185 (МКД2).
Общество не согласилось с распоряжениями Комитета, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности распоряжений Комитета и об отсутствии нарушенных прав и законных интересов Общества, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции пришел к заключению, что решение суда первой инстанции вынесено в отсутствии лица, на чьи права и обязанности может повлиять судебный акт, в связи с чем перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "НУК", отменил решение суда первой инстанции и отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр, а в пункте 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"); достоверности сведений, содержащихся в заявлении (подпункт "б"); отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"); отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении (подпункт "г"); выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ (подпункт "д").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Согласно пункту 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка (подпункт "а"); отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проведенной проверки (подпункт "б").
Пунктом 10 Порядка N 938/пр определены основания для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления: а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
В данном случае суды констатировали, что 05.06.2018 ООО "НУК" обратилось в Комитет с заявлением о включении в реестр лицензий сведений о многоквартирных домах; по итогам проверки материалов, приложенных к заявлению, Комитетом установлено, что заявление содержит документы и сведения, предусмотренные пунктом 3 Порядка (копия протокола и решений общего собрания собственников помещений в МКД1 и МКД2 о выборе способа управления управляющей организацией ООО "НУК" и о расторжении договора управления с предыдущей управляющей организацией, копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме).
В связи с этим суды сочли, что материалы дела содержат доказательства волеизъявления собственников МКД на расторжение договора с предыдущей управляющей организацией (Обществом), выбор новой управляющей компании, а также заключение с ней договора управления, что соответствует нормам жилищного законодательства.
В данном случае материалы дела не содержат вышеперечисленные документы, напротив, в томе 2 по настоящему делу содержатся договоры управления многоквартирным домом заключенные собственниками помещений с Обществом.
Таким образом, вывод о том, что ООО "НУК" являлось единственным претендентом, чья заявка на управление спорным МКД соответствовала установленным требованиям, недостаточно обоснован.
Ввиду изложенного постановление апелляционного суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку доводам лиц, участвующих в деле и представленным доказательствам, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 по делу N А56-105384/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.