07 августа 2019 г. |
Дело N А56-82921/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Ломакина С.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" Петруниной Е.С. (доверенность от 29.12.2018), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" Павельца К.В. (доверенность от 13.09.2018), Гузановой М.В. (доверенность от 06.11.2018),
рассмотрев 07.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2018 (судья Гуляев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Юрков И.В.) по делу N А56-82921/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 20-22, лит. А, ОГРН 1167847278180, ИНН 7838056212 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга", место нахождения: 193167, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 176, ОГРН 1027809248378, ИНН 7825680085 (далее - Учреждение), и после уточнения требований просило признать незаконным решение Учреждения от 13.04.2018 N 22-1290/18 об отказе в предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных в Центральном районе Санкт-Петербурга, газоснабжение которых обеспечивается заявителем; обязать Учреждение предоставить Обществу сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях Центрального района Санкт-Петербурга, газоснабжение которых обеспечивается Обществом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 4, лит. А (далее - Управление).
Решением суда от 08.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2019, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Истец указывает, что при рассмотрении спора суды не учли положения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), а также то, что Учреждение не является органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере миграции, либо органом регистрационного учета граждан.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители Учреждения поддержали доводы, приведенные в жалобе, а представитель Общества с ними не согласился.
Управление уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (правопреемник закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург") с 01.04.2004 осуществляет поставку природного газа населению Санкт-Петербурга на основании публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, о чем последние уведомлены через средства массовой информации.
Общество 09.04.2018 обратилось к Учреждению с заявлением о предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях Центрального района Санкт-Петербурга, газоснабжение которых обеспечивается заявителем.
Решением от 13.04.2018 N 22-1290/18 Учреждение отказало Обществу в предоставлении сведений, ссылаясь на положения статей 3 и 7 Закона N 152-ФЗ, статьи 2 и 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Как указало Учреждение, запрашиваемая информация относится к категории конфиденциальной и требуемые сведения не могут быть даны без согласия граждан.
Не согласившись с решением Учреждения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды удовлетворили требования Общества, придя к выводу об их обоснованности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 4 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, поставщик газа в целях получения информации, необходимой для проверки сведений, указанных заявителем в оферте - предложении о заключении договора (далее - оферта), а также для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещении, газоснабжение которого обеспечивается; размере (объеме, площади) отапливаемых жилых и нежилых помещений, а также иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.
В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 N 34-рп Учреждение подведомственно исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении государственных или муниципальных услуг.
Согласно приложению 1 к названному распоряжению Учреждение является обладателем информации по следующим документам: договорам найма, сведениям из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляет Учреждение), справкам о регистрации, характеристикам жилого помещения.
Как следует из пункта 2.2.1.22 устава Учреждения, предметом его деятельности является материально-техническое обеспечение деятельности Администрации Центрального района Санкт-Петербурга по осуществлению взаимодействия с исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями по вопросам предотвращения и ликвидации задолженности исполнителей коммунальных услуг. Для достижения этой цели Учреждение осуществляет ведение регистрационного учета граждан по месту жительства и по месту пребывания в части, возложенной на жилищные органы (пункт 2.3.49 Устава).
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 N 192-п утвержден регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) жилищных организаций с подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Регламента он введен в целях предоставления ОВиРУ подразделениям, осуществляющим начисление оплаты жилья и коммунальных услуг, актуальных сведений о пользователях жилых помещений. Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.
Таким образом, информация о собственниках (нанимателях) жилого помещения, лицах, зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства и (или) месту пребывания, сведения о характеристиках жилого помещения, находятся в ведении Учреждения как жилищного органа, являющегося администратором автоматизированной информационной системы "Население. Жилой фонд", что позволило судам придти к правильному выводу о предъявлении Обществом требований к надлежащему ответчику.
Доводы Учреждения о неверном применении судами положений Закона N 152-ФЗ отклоняются судом кассационной инстанции.
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 152-ФЗ Общество включено в реестр операторов персональных данных (peг. N 78-17-003448), является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, в жилые помещения которых поставляется газ, и которые являются стороной публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Из содержания публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (раздел 10) абонент дает согласие на обработку его персональных данных в целях заключения и исполнения договора, в том числе при привлечении третьих лиц. В перечень персональных данных, на обработку которых абонентом дается согласие, являются: имя, фамилия, отчество, дата и место рождения, ИНН, адрес регистрации и места жительства, контактные телефоны, справки паспортного стола, обслуживающих организаций о лицах, зарегистрированных по указанному месту жительства, характеристика жилых помещений, документы, подтверждающие право собственности или иное право пользования помещениями, сведения о приборе учета.
Как верно указали суды, абонент, в жилое помещение которого поставляется газ, является стороной публичного договора поставки газа, а потому поставщик газа, выступающий в качестве кредитора в обязательстве по поставке газа, с целью надлежащего исполнения своих прав и обязанностей должен обладать сведениями об абонентах.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении Обществом договора поставки газа с абонентом - физическим лицом как в письменной форме, так и путем фактического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети, абонент - субъект персональных данных дает Обществу согласие на обработку его персональных данных в целях и в объеме, необходимом для исполнения условий договора поставки газа.
Следовательно, вопреки доводам Учреждения, Общество имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора поставки газа, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 по делу N А56-82921/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.