06 августа 2019 г. |
Дело N А56-91389/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ревада-Логистик" Болотина В.Ф. (доверенность от 01.01.2019 N 01/08-18), от Балтийской таможни Безгиной О.В. (доверенность от 26.12.2018 N 05-10/52793),
рассмотрев 01.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ревада-Логистик" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2018 (судья Терешенков А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 (судьи Толкунов В.М., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А56-91389/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ревада-Логистик", место нахождения: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 29и, пом. 21Н, к. 11, ОГРН 1089847391480, ИНН 7805474140 (далее - ООО "Ревада-Логистик", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным уведомления Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32а, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 17.04.2018 N 10216000/Уи2018/000000-Б.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Ревада-Логистик", ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований либо направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы считает, что у таможенного органа не имелось правовых оснований для начисления пени за спорный период, поскольку списание денежных средств в счет уплаты таможенных платежей осуществлено Таможней лишь по истечении двух лет с даты возникновения обязанности по их уплате вследствие бездействия таможенного органа, а не заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня просит решение и постановление апелляционного суда оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.04.2016 общество с ограниченной ответственностью "Техносервис" ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и представило на Кронштадтсткий таможенный пост для таможенного оформления по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216020/26042016/0014175, в том числе, товар N 1 "подарочные футляры для ювелирных изделий пластмассовые, литые (в том числе флокированные)", компания-производитель "Universal Metal Plastic Trading Ltd". В отношении названного товара в ДТ указан код 3923 10 000 0 ТН ВЭД.
Обязанности таможенного представителя при таможенном оформлении товара осуществляло ООО "Ревада-Логистик" на основании договора от 05.09.2012 N 107ОП/12.
В ходе проведения таможенного контроля таможенным постом обнаружены признаки, указывающие на вероятность заявления декларантом недостоверных сведений о классификационном коде товара, в связи с чем Таможня приняла решение о назначении экспертизы.
Товар 05.05.2016 выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенного Обществом по таможенной расписке N ТР-6617798.
После выпуска товаров на основании заключения таможенного эксперта Экспертно-криминалистической службы Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 03.06.2016 N 019198 Таможней приняты решения о классификации товаров от 04.08.2016 NN РКТ-10216000-16/000902, РКТ-10216000-16/000903, РКТ-10216000-16/000904.
В связи с изменением классификационного кода товара N 1 у Общества, как у лица, несущего солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, образовалась задолженность по уплате таможенных платежей.
04.08.2016 Общество направило в таможенный орган в виде электронного документа корректировку декларации на товар (КДТ) к ДТ N 10216020/26042016/0014175, названная КДТ зарегистрирована Таможней 13.04.2018.
Решением Таможни от 16.02.2018 внесены изменения (дополнения) в сведения, указанные в ДТ N 10216020/26042016/0014175, а 17.04.2018 таможенный орган принял решение N 10216000/170418/ЗДзО-829/-/ о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов на общую сумму 309 559 руб. 60 коп. в связи с неисполнением обязательств, обеспеченных денежных залогом, внесенным по таможенной расписке N ТР-6617798.
В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов Таможней составлен акт от 17.04.2018 N 10216000/170418/0001459 об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей на сумму пеней в размере 68 097 руб. 94 коп.
Письмами от 19.04.2018 N 15-10/16009, со ссылкой на солидарную ответственность таможенного представителя и декларанта по уплате таможенных пошлин и налогов, Таможня направила в адрес ООО "Ревада-Логистик" уведомление от 17.04.2018 N 10216000/Ув2018/0000001-Б о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, исчисленных в корректировках ДТ N 10216020/26042016/0014175/01.
Считая уведомление Таможни от 17.04.2018 N 10216000/Ув2018/0000001-Б незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные сторонами доказательства и пришли к выводу о правомерном начислении пени вследствие несвоевременного исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене как принятые при неправильном применении норм материального права.
В статье 79 действовавшего на момент декларирования товара Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно положениям части 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании, Закон N 311-ФЗ) при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 211 Закона N 311-ФЗ обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. В силу пункта 1 части 3 статьи 211 Закона N 311-ФЗ ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В силу пункта 6 статьи 152 Закона N 311-ФЗ обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
В случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары (пункт 8 статьи 152 Закона о таможенном регулировании).
В соответствии со статьей 151 Закона N 311-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, пени начисляются по день обнаружения факта неисполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом и погашенного за счет него (пункт 8 статьи 151 Закона о таможенном регулировании).
В пункте 3 статьи 154 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом. Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства. Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании в течение трех рабочих дней со дня обращения взыскания на сумму денежного залога. Если суммы денежного залога будет недостаточно для погашения задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, на непогашенную сумму задолженности по уплате таможенных платежей, пеней выставляется требование об уплате таможенных платежей и применяются меры принудительного взыскания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При этом, исходя из положений статьи 158 Закона N 311-ФЗ, взыскание таможенных платежей за счет средств денежного залога производится без заявления плательщика.
Как правильно установили суды, в данном случае решением по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, является решение Таможни по классификации товара от 04.08.2016, законность которого Обществом в рамках настоящего дела не оспаривалась, поскольку ранее проверена в рамках дела N А56-89146/2016.
Соответственно, предусмотренный пунктом 6 статьи 152 Закона о таможенном регулировании акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей подлежал составлению не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения по классификации товара, то есть должен быть составлен не позднее 10.08.2016, и после этой даты оснований для начисления пеней в силу пункта 8 статьи 151 Закона N 311-ФЗ не имелось.
В такой ситуации принятие Таможней спустя более полутора лет решения от 16.02.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10216020/26042016/0014175, возникшую в связи с изменением классификационного кода обязанность заявителя по уплате таможенных платежей не изменяет, срок составления акта об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей не продлевает и, соответственно, основанием для продления срока, в течение которого подлежат начислению пени, также не является. Ссылки судов в этой части на пункт 8 статьи 152 Закона N 311-ФЗ являются ошибочными.
Таким образом, при определении периода начисления пени в соответствии с пунктом 6 статьи 152 и пунктом 8 статьи 151 Закона N 311-ФЗ у судебных инстанций не имелось оснований признавать правомерным начисление таможенным органом пеней после 10.08.2016.
Этот вывод согласуется и с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18).
Согласно пункту 21 названного постановления с учетом того, что в соответствии с частью 1 статьи 158 Закона о таможенном регулировании таможенный орган осуществляет самостоятельное (без заявления декларанта) взыскание таможенных платежей за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей и денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в установленный частью 2 той же статьи срок, несовершение или несвоевременное совершение указанных действий исключает начисление пеней за соответствующий период, поскольку потери казны в данном случае обусловлены бездействием таможенного органа.
Кассационная инстанция принимает во внимание, что в акте Таможни об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 17.04.2018 N 10216000/170418/0001459 (лист дела 42) расчет подлежащих уплате пеней произведен без указания периода, за который произведено начисление; суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов, исходя из которых производилось начисление, не указаны. Все иные, представленные таможенным органом в материалы дела, документы расчет пеней не содержат.
Ни в одном из отзывов (на заявление, апелляционную и кассационную жалобы) Таможня не указала даты начала и окончания периода, за который произведено начисление пеней. Отсутствуют в деле и документы, которые позволили бы суду самостоятельно определить данный период.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель Таможни в ответ на вопрос суда даты начала и окончания периода начисления пеней также не назвал. В свою очередь, Общество в ходе рассмотрения дела последовательно ссылалось на неправомерное начисление пеней за двухлетний период. Таможня же, возражая против удовлетворения требований, подробный расчет суммы пеней, тем не менее, не представила, период начисления пеней ни в одном из документов не указала. Следовательно, оснований полагать, что начисленные согласно уведомлению пени не включают суммы за период после 10.08.2016, не имеется.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что вопреки требованиям части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого уведомления от 17.04.2018 N 10216000/Уи2018/000000-Б закону таможенным органом должным образом не исполнена, поскольку размер подлежащих уплате пеней не подтвержден. С учетом изложенного оснований для отказа в удовлетворении требований о признании уведомления недействительным у судов двух инстанций не имелось.
В соответствии с пунктом 30 Постановления N 18 если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
В данном случае материалами дела подтверждается, что во исполнение уведомления от 17.04.2018 N 10216000/Уи2018/000000-Б Общество платежными поручениями от 16.05.2018 NN 1120, 1121 перечислило таможенному органу в счет уплаты пеней денежные средства в сумме 68 097 руб. 94 коп.
Таким образом, избранный заявителем способ защиты нарушенного права в виде обязания таможенного органа возвратить излишне уплаченные таможенные платежи адекватен характеру нарушения и согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 Постановления N 18.
Так как по делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств, суды в полной мере установили фактические обстоятельства дела, но неверно применили нормы материального права, кассационный суд в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дел в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в размере 6000 руб. подлежат отнесению на таможенный орган.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по делу N А56-91389/2018 отменить.
Признать недействительным уведомление Балтийской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 17.04.2018 N 10216000/Ув2018/0000001-Б.
Обязать Балтийскую таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ревада-Логистик" излишне уплаченные денежные средства в сумме 68 097 руб. 94 коп.
Взыскать с Балтийской таможни, место нахождения: Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ревада-Логистик", место нахождения: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 29 лит.И, пом. 21Н, ком. 11, ОГРН 1089847391480, ИНН 7805474140, 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалоб.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.